ТРЕБОВАНИЯ И ЗАПРОСЫ ИЗ ИФНС: КАК РЕАГИРОВАТЬ

Тема взаимодействия налогоплательщиков с налоговой требует особого рассмотрения . По итогам общения с читателями выяснилось, не всегда налоговики действуют правомерно. Поэтому их незаконные требования и штрафы нужно оспаривать.

А также не забывать заявлять о смягчающих обстоятельствах.

С регулярными неправомерными требованиями нужно бороться

« Нашей организации после каждой сдачи отчетности приходят требования об уплате налога. Например, после сдачи 6-НДФЛ приходят требования об уплате НДФЛ, несмотря на то что платежные поручения заполнены верно. После отправки в ИФНС платежек все обычно затихает. Это очень мешает работе, так как приходится отвечать однообразно на десятки таких требований».

- Единственное, что можно вам предложить, - это подать жалобу на действия налогового органа <1>. Начните с жалобы на имя руководителя инспекции. Если реакции не будет - подайте жалобу в вышестоящий налоговый орган (УФНС по вашему региону).

Такая жалоба в письменной форме подается через вашу ИФНС. Жалобу можно также направить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС <2>.

В жалобе должны быть <3>:

ваши данные. Это наименование организации, адрес с индексом, ИНН. Укажите также адрес электронной почты и номера контактных телефонов;

описание действий должностных лиц инспекции, которые нарушают ваши права.

В вашем случае это незаконное выставление требований об уплате налога;

наименование ИФНС;

основания, по которым, как вы считаете, ваши права нарушены. Это так называемая мотивировочная часть жалобы. Укажите, что ИФНС выставляет требования несмотря на то, что недоимки у вас нет <4>;

ваши требования (чтобы ИФНС перестала присылать требования на несуществующие недоимки);

подпись руководителя организации или представителя. В последнем случае к жалобе нужно приложить доверенность или ее нотариально заверенную копию.

Также к жалобе можно приложить документы, подтверждающие ваши доводы <5>. Например, копии платежек и требований.

Имеет смысл указать в жалобе способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Но, как правило, решение высылается в том же виде, в каком подавалась сама жалоба.

ИФНС будет обязана в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в УФНС <6>. А управление разберется с вашими инспекторами.

Сначала - требование на уплату недоимки, потом - блокировка

« ИФНС заблокировала счет на сумму недоимки, причем организация не получала требование от ИФНС. В этот же день по ЭДО пришло постановление о приостановке операций по счету от 24.10.2018 и требование от 03.09.2018 со сроком оплаты до 20.09.2018, но с датой отправки 23.10.2018. Как все это понимать?»

- Конечно, действия налоговиков неправомерны. Налицо вопиющая путаница в порядке блокировки счета. В частности, требование об уплате недоимки отправлено вам накануне вынесения решения о заморозке счета <7>. Хотя по НК у вас есть на исполнение требования 8 рабочих дней с даты его получения <8>.

Советуем вам сначала обратиться в саму инспекцию, направив письмо с описанием ситуации на имя ее руководителя. Ведь, возможно, причина путаницы проста - технический сбой в программе либо неправильное (или с задержкой) разнесение в ней сведений инспектором.

Если общение с инспекцией результата не даст, тогда жалуйтесь в управление ФНС по вашему региону. Если и это не поможет, то обращайтесь в суд.

Хотим также напомнить, что организации полагаются проценты за незаконную блокировку счета либо за опоздание ИФНС с его разблокировкой <9>.

В начале деятельности убыток допустим

« Наша организация зарегистрирована в конце 2017 г., основная деятельность - добыча полезных ископаемых. В течение 2018 г. списываются текущие затраты: покупка ноутбука, банковское обслуживание, амортизация НМА, расходы на освоение природных ресурсов. Как правильно ответить на полученное от ИФНС требование о пояснении причин убытков? В требовании указано, что целью создания коммерческой организации является получение прибыли».

- Убытки на практике являются поводом для пристального внимания налоговиков. Итогом этого может быть:

затребование пояснений;

вызов в инспекцию руководителя "для беседы".

И в ваших интересах дать ИФНС исчерпывающие пояснения.

Действительно, предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом <10>.

Минфин и ФНС тоже указывали, что организации вправе при ведении предпринимательской деятельности учитывать расходы, даже если в конкретных отчетных (налоговых) периодах доходы от такой деятельности отсутствуют <11>.

Таким образом, в ответе на требование ИФНС укажите, что понесенные расходы соответствуют положениям ст. 252 НК РФ, признаны в том периоде, в котором они возникли исходя из условий сделок <12>, и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном НК РФ, независимо от наличия доходов от реализации в соответствующем налоговом периоде.

В подтверждение такой точки зрения можно сослаться на Письма Минфина и ФНС <11>.

Правила начисления пеней зависят от момента возникновения недоимки

« В 2017 и 2018 гг. у нас проводилась выездная проверка за 2015 и 2016 гг., по результатам которой сняты вычеты и доначислен НДС к уплате за 2015 г.

На сумму недоимки были начислены пени (за период с 2015 г.). Решение вынесено 10.03.2018, пени до вынесения решения рассчитывались по старым правилам исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от дней просрочки. С момента вынесения решения по настоящее время (недоимка нами не погашена, поскольку ведутся судебные разбирательства) ИФНС рассчитывает пени по следующим правилам: с 11.03.2018 по 10.04.2018 по 1/300 ставки рефинансирования, за последующие дни - по 1/150. Правомерно ли это?»

- Нет. Новые правила исчисления пеней применяются в отношении недоимки, образовавшейся начиная с 01.10.2017 <13>. Таким образом, если ваша недоимка по НДС образовалась ранее 01.10.2017, то должны применяться прежние правила расчета пеней. Это подтверждает и Минфин <14>.

То есть главную роль здесь играет дата образования недоимки.

А дата принятия решения по результатам проверки является датой выявления недоимки <15>, а не датой ее образования. Дата выявления имеет принципиальное значение для исчисления срока направления налогоплательщику требования об уплате налога <16>.

При доначислении налога датой образования недоимки является день, следующий за последним днем срока уплаты налога за соответствующий период <17>.

Инспекция вправе запросить книги по НДС

« ИФНС просит представить документы по нашему контрагенту, в том числе книги покупок и книги продаж за периоды с 2015 г.

Вправе ли инспекция запрашивать их, если книги покупок и книги продаж были представлены в составе деклараций?»

- В декларации по НДС включены не сами книги покупок и книги продаж, а сведения из них (раздел 8 и раздел 9). Следовательно, сами книги покупок и книги продаж вы в инспекцию не представляли.

Как видно из вашего вопроса, документы запрошены у вас в рамках встречной проверки, на что инспекция имеет право <18>. Да и общий период проверки не превышен.

Опоздание на один день - все равно опоздание

« ИФНС запросила пояснения о расхождениях между бухгалтерской отчетностью за 2017 г. и декларацией по налогу на имущество организаций за 2017 г. Ответ был представлен с опозданием в 1 день (даны подробные пояснения). Выявленные отклонения не повлекли за собой необходимость подачи уточненной декларации. Правомерно ли взыскание штрафа в размере 5 000 руб.?»

- При нарушении установленного 5-дневного срока для представления пояснений хотя бы на 1 день налоговый орган вправе оштрафовать налогоплательщика на 5 000 руб. <19> О невозможности подать пояснения в срок нужно было сообщить в ИФНС заранее <20>.

Однако при наложении санкции налоговики должны устанавливать и учитывать наличие смягчающих обстоятельств <21>. Напомним, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства штраф должен быть снижен минимум вдвое <22>. На практике налоговики могут снизить штраф и в 10 раз <23>.

ИФНС при рассмотрении материалов дела о привлечении к ответственности должна сама установить наличие смягчающих обстоятельств <24>. Однако к этой обязанности налоговики зачастую подходят формально и не находят оснований для снижения штрафа. Поэтому направьте в инспекцию возражения, в которых укажите на наличие смягчающих обстоятельств. Сделать это нужно в течение месяца со дня получения акта об обнаружении факта правонарушения <25>.

В качестве смягчающих можно указать такие обстоятельства:

незначительный период просрочки представления пояснений;

отсутствие негативных последствий для бюджета (в отчетности все было отражено верно);

отсутствие умысла на совершение правонарушения, то есть его совершение по неосторожности;

признание своей вины;

привлечение к налоговой ответственности впервые;

ведение деятельности в социально значимых сферах (научно-техническая деятельность, обеспечение значительного числа рабочих мест, строительство, ремонт и содержание социальных объектов);

добросовестность. Под ней чаще всего понимается своевременное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов и представлению отчетности.

Если ИФНС не учтет перечисленные вами смягчающие обстоятельства, направьте в УФНС жалобу, в которой укажите на это нарушение <26>. Если же и вышестоящий налоговый орган останется глух к вашим просьбам, можете обратиться в суд.

Обращаться в суд имеет смысл даже тогда, когда ИФНС установила наличие смягчающих обстоятельств и штраф снизила. Ведь суд может снизить штраф еще больше. В этом случае не важно, что смягчающие обстоятельства уже были учтены ИФНС <27>.

--------------------------------

<1> подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ

<2> п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.2 НК РФ

<3> п. 2 ст. 139.2 НК РФ

<4> п. 1 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ

<5> п. 5 ст. 139.2 НК РФ

<6> п. 1 ст. 139 НК РФ

<7> п. 10 Порядка, утв. Приказом ФНС от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@

<8> п. 4 ст. 69 НК РФ

<9> пп. 9.2, 9.3 ст. 76 НК РФ

<10> п. 13 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 N 18

<11> Письма Минфина от 28.12.2017 N 03-03-06/1/87897, от 25.08.2010 N 03-03-06/1/565; ФНС от 21.04.2011 N КЕ-4-3/6494

<12> п. 1 ст. 272 НК РФ

<13> п. 4 ст. 75 НК РФ; п. 9 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ

<14> Письмо Минфина от 18.07.2018 N 03-02-08/50219

<15> п. 8 ст. 101 НК РФ

<16> ст. 70 НК РФ

<17> п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 75 НК РФ

<18> п. 1 ст. 93.1 НК РФ

<19> п. 1 ст. 129.1 НК РФ

<20> п. 5 ст. 93.1 НК РФ

<21> п. 4 ст. 112 НК РФ

<22> п. 3 ст. 114 НК РФ; Постановление 4 ААС от 08.08.2018 N 04АП-2442/2018

<23> Постановление 17 ААС от 19.06.2018 N 17АП-6262/2018-АК

<24> подп. 4 п. 5 ст. 101, подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ

<25> п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ

<26> Информация ФНС от 09.02.2011

<27> Постановление АС ЗСО от 21.03.2018 N Ф04-644/2018

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 21, 2018

4 декабря 2018


Теги: ИФНС

К списку статей

Наверх

Корзина