УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ОСЕНЬ-2020

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: ОСЕНЬ-2020

23.11.2020 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес многочисленные изменения в НК РФ. О значимых новшествах налогового администрирования и поговорим.

 

Установлено дополнительное основание для окончания

применения налоговых льгот участниками РИП

 

Согласно п. 3 ст. 25.12-1 НК РФ в случае, если в ходе налоговой проверки было выявлено несоответствие регионального инвестиционного проекта (РИП) и (или) его участника требованиям, установленным НК РФ, применение налоговых льгот, указанных в п. 1.5-1 ст. 284, п. 3 ст. 284.3-1 и п. 2 ст. 342.3-1 НК РФ, прекращается на основании вступившего в силу решения по результатам данной проверки с начала налогового периода, в котором данным участником было допущено такое несоответствие.

С 23.12.2020 введено новое основание для прекращения применения налоговых льгот, а именно невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений регионального инвестиционного проекта.

 

Введена электронная доверенность

индивидуального предпринимателя

 

С 23.12.2020 согласно поправкам, внесенным в п. 3 ст. 29 НК РФ, уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании:

- нотариально удостоверенной доверенности;

- доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством;

- доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

Данные изменения обеспечивают возможность использования доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

 

Увеличено пороговое значение недоимки физического лица

для обращения в суд

 

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

С 23.12.2020 такое заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб. Ранее эта сумма составляла 3 000 руб. (ст. 48 НК РФ).

 

Отменены доначисления транспортного налога

в сторону увеличения

 

С 01.07.2021 в п. 2.1 ст. 52 НК РФ появится правило о том, что перерасчет транспортного налога физического лица не проводится, если такой перерасчет (независимо от его оснований) влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога, то есть ухудшает положение налогоплательщика. Данная норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно уплативших транспортный налог по полученному налоговому уведомлению. Аналогичное ограничение перерасчетов применяется в настоящее время в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц.

 

Введен новый порядок направления налогового уведомления

 

Пункт 4 ст. 52 НК РФ изменяет порядок направления налогового уведомления налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) с 23.12.2020.

Теперь налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через МФЦ на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через МФЦ) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.

Форма заявления о выдаче налогового уведомления будет утверждена ФНС.

 

Установлены единые для физических лиц и организаций

условия направления требований об уплате недоимки

 

С 23.12.2020 требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ. В случае если сумма недоимки не превышает 3 000 руб., требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ). Ранее сумма составляла 500 руб. для физических лиц и 3 000 руб. для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

 

Уточнен порядок возврата сумм излишне уплаченных налогов

 

Статьи 78, 79, 176, 176.1, 203.1 НК РФ дополнены положениями о возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных, подлежащих возмещению) налогов на счета, открытые в банках, информация об открытии которых была получена налоговыми органами в соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ.

Кроме того, в НК РФ внесены изменения, устанавливающие общие правила, согласно которым проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления плательщика.

Изменения вступили в силу с 23.12.2020.

 

   Установлены основания для признания налоговой декларации непредставленной

С 01.07.2021 ст. 80 НК РФ будет дополнена п. 4.1 и 4.2.

Так, налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

- в ходе мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

- физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

- в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

- в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

- обстоятельства, предусмотренные п. 5.3 ст. 174 либо п. 7 ст. 431 НК РФ, - несоответствие показателей представленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям либо ошибки (несоответствия) по сведениям по физическим лицам, представляемые в составе расчета по страховым взносам.

При установлении хотя бы одного из приведенных обстоятельств налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства обязан будет уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной будут утверждены ФНС.

Одновременно в ст. 80 НК РФ будут введены дополнительные требования к доверенности на подписание декларации в электронной форме.

Так, к налоговой декларации (расчету) должна прилагаться копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронном виде и порядок его направления по ТКС будут утверждены ФНС.

Кроме того, в налоговые декларации, представляемые в соответствии с гл. 21, 23 и 30 НК РФ, ФНС будет вправе вносить требования об указании сведений, непосредственно не связанных с расчетом налога (пп. 6 п. 7 ст. 80 НК РФ). Данная поправка вступила в силу с 01.01.2021.

 

Уточнен порядок проведения камеральной проверки

 

С 01.07.2021 начнут действовать поправки, уточняющие порядок проведения камеральной проверки налоговой декларации.

Так, при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы. Налогоплательщик будет вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. Форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок представления такого реестра в электронном виде будут утверждены ФНС (п. 6 ст. 88 НК РФ).

По общему правилу в случае, если до окончания камеральной проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной налоговой декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Теперь камеральная проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом в соответствии с п. 4.2 ст. 80 НК РФ налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.

Если указанная налоговая декларация была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной проверки по ранее представленной налоговой декларации не включается срок камеральной проверки, прекращенной в соответствии с признанием декларации непредставленной.

 

Установлены особенности проведения выездных проверок

в отношении отдельных организаций

 

С 23.12.2020 вступили в силу поправки, внесенные в п. 2 ст. 89 НК РФ. Из ст. 89 НК РФ исключено положение об особенности принятия налоговыми органами решений о проведении выездных налоговых проверок в отношении организаций, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с изменениями указанных Федеральных законов.

Одновременно были внесены поправки в ст. 89.2 НК РФ. Теперь предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта (РИП), помимо предмета, установленного п. 4 ст. 89 НК РФ, является не только соответствие показателей реализации РИП требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ, но и выполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП.

 

Установлен новый режим налоговой тайны

 

С 01.01.2021 действуют поправки, внесенные в ст. 102 НК РФ.

Так, не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности в целях осуществления функций указанного оператора в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" по его запросу сведений о реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, организациям и индивидуальным предпринимателям - участникам внешнеэкономической деятельности из деклараций по названному налогу.

Кроме того, положения ст. 102 НК РФ в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требований к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственности за утрату документов, содержащих эти сведения, или за разглашение обозначенных сведений распространяются на сведения о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, поступившие от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления для осуществления оценки налоговых расходов в соответствии со ст. 174.3 БК РФ. Доступ к указанным сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих органов.

 

* * *

 

Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ внес в порядок налогового администрирования ряд поправок, которые вступают в силу поэтапно.

Так, с 23.12.2020 введена электронная доверенность индивидуального предпринимателя, а также заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб.

С этой же даты вступили в силу новый порядок направления налогового уведомления налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) и единые для физических лиц и организаций условия направления требований об уплате недоимки.

С 01.01.2021 действуют поправки, внесенные в ст. 102 НК РФ, - установлен новый режим налоговой тайны.

Часть поправок вступит в силу только с 01.07.2021. Например, появится правило о том, что перерасчет транспортного налога физического лица в сторону увеличения не проводится.

Кроме того, с указанной даты начнут действовать новые основания признания налоговой декларации непредставленной и уточненный порядок проведения камеральной проверки налоговой декларации.

 

А.Б. Галочкина

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

29 марта 2021


К списку статей

Наверх

Корзина