«УСТНАЯ ГАЗЕТА» В САМАРЕ

«УСТНАЯ ГАЗЕТА» В САМАРЕ

Первоначально такие газеты представляли из себя чтение вслух одним или несколькими чтецами статей или информации из текущей прессы, поэтому иногда их называли «громкочитаньем». Они были широко распространены на фронтах Гражданской войны и являлись средством самой простейшей пропаганды и агитации среди красноармейцев. С 1920 г. «устные газеты» стали активно использоваться и в мирной жизни, правда, претерпев некоторые изменения. Оказалось, что обычная газета трудна для понимания на слух, в связи с чем на смену простому чтению постепенно приходило небольшое «информационное представление».

В декабре 1920 г. газета «Коммуна» писала: «Устная газета» получает в последнее время все большее распространение и пользуется все большим успехом. На фабриках, в красноармейских частях, на железнодорожных станциях, в театрах перед спектаклями - везде регулярно читаются эти газеты. Вместо приевшегося уже массам митингования, вместо длинных трескучих докладов «по текущему моменту», где масса безмолвно и холодно слушает официального докладчика-оратора, здесь в живой, популярной и приемлемой даже для самой серой публики форме дается изложение в соответствующем освещении всех важнейших текущих событий, освещаются ударные и важные моменты, даются в «почтовом ящике» (раздел «вопросов и ответов») ответы на все заданные и волнующие вопросы. Все это без излишнего «говорения», при частой смене выступающих товарищей. Результаты получаются великолепные.

Обыкновенно молча и часто безучастно сидящие на митингах слушатели здесь оживляются, воспринимают все происходящее живо, с интересом забрасывают «почтовый ящик» вопросами и уходят уже с некоторыми впечатлениями, в значительной степени, выведенные из состояния безучастной апатии, заинтересованные, споря между собой и делясь впечатлениями. Если еще сопровождать чтение «устной газеты» световыми иллюстрациями, ввести фельетон, затрагивать специально местные вопросы, вопросы, касающиеся состояния и жизни данной фабрики или завода, то успех и результаты будут еще больше. При новых производственных заданиях, которые сейчас выдвигаются на первый план, умелая постановка «устных газет», умелое освещение там производственных вопросов сыграло бы большую службу.

Между тем у нас в Самаре мы до сих пор еще не сделали ничего. Несмотря на то, что у нас имеется множество органов, специально ведающих агитацией и пропагандой, инициативы в этой области, хоть бы настолько, чтобы сделать то же самое, что с успехом уже делается в других городах, с их стороны не проявляется совершенно. Наши агитотделы, политотделы, политпросветы, внешкольные отделы и т.д. должны немедленно приступить к постановке и чтению регулярных и постоянных «устных газет» во всех районах и крупнейших предприятиях и красноармейских частях г. Самары».

О том, что такое «устная газета», как ее устроить, какими должны в ней быть материалы, как привлечь к сотрудничеству в ней рабочих – обо всем этом подробно писал журнал «Красный журналист», выходивший в Москве. В Самаре с его материалами читателей знакомила газета «Коммуна», она же освещала и процесс выпуска «устных газет» в городе.

Первая такая постановка состоялась 13 декабря 1920 г. в клубе коммунистов им. Ленина на ул. Советской, 100 (совр. ул. Куйбышева). Газета «К труду» была выпущена и прочитана публике силами агитотдела 1-го райкома партии. «Коммуна» писала: «В наше необычайно тяжелое и напряженное время, когда нет возможности издавать большой газеты за отсутствием бумаги, и приходится печатать газетную листовку, «устная газета» пришла с живым словом к читателю. Но газета несколько страдала как однообразием, так и миниатюрностью. Было видно, что авторы статей сжимают свои мысли. В печатной газете это необходимо из-за недостатка бумаги, но при прочтении есть возможность освещать все вопросы более подробно, не забираясь, конечно, в дебри путаницы.

Однообразие газеты чувствовалось в обилии статей при малых сколках картинной зарисовки действительности (фельетоны, стихи). При чтении стихов и фельетонов публика оживлялась, что доказывало, что этот прием производственной пропаганды верный, т.е. влияет на читателя. Это, конечно, не говорит за то, что вся газета должна быть таковой. Необходимы политические и экономические статьи, но за серьезной статьей должны всегда следовать – фельетон, стихи или просто летучая эпиграмма, отражающая момент. В «устной газете» должен быть обязательно введены разделы: «По шапке», «За ушко - да на солнышко» и «Красная доска». Наравне с фельетонами злободневного характера (в прозе и стихах) необходимо читать и художественные произведения. В «почтовом ящике» пока читатели принимали мало участия. Было подано всего только две записки. А между тем, «почтовый ящик» должен сделаться самым обширным и интересным отделом».

Отметим, что одной из важнейших задач «устной газеты» было стимулирование самодеятельности масс, вовлечение их в общественную жизнь своего предприятия, своего коллектива. С этой целью, кроме «почтового ящика», устроители «устной газеты» приглашали своих слушателей к участию в таких рубриках как «Красная доска» и «Черная доска»: «Обо всех товарищах, работающих не за страх, а за совесть, прилагающих все усилия к лучшей организации труда, к большей производительности или чем-нибудь другим выявляющихся более других, просим доводить до сведения редакции для выставления на «Красную доску». Обо всех трудовых дезертирах, лентяях, прогульщиках, о работе, явно ведущей к понижению производительности труда, о хищении и небрежном отношении к народному достоянию и т.п. извещайте для выставления на «Черную доску».

Кроме этого, «с целью вовлечения широких слоев трудящихся масс в дело улучшения и постановки этого нового вида агитации» предполагалось устраивать широкое обсуждение вышедших номеров «устной газеты»: «Необходимо каждый раз после прочтения «устной газеты» ставить выпущенный номер на суд слушателей, … предложить самим слушателям высказаться о газете по поводу содержания читаемых статей, языка и т.п.»

Уже после первых выпусков «устной газеты» в клубах города стало очевидно, что для привлечения масс ей необходима большая наглядность и художественность, что со временем и обеспечило постепенный переход от «устной газеты» к «живой газете», в которой «можно послушать музыку, пение, декламацию, разговор, посмотреть игру артистов», в которой «волшебным фонарем» (прототипом современных проекционных аппаратов) будут показаны военные и географические карты, фотографии героев труда и «героев разрухи», снимки различных замечательных машин, станков. В картинках будут показаны разные способы и приемы облегчения работы». Чтение всего номера «живой газеты», показывание и объяснение картин, игра артистов - все это должно было занять не более 1 часа.

Постепенно «устная газета», как форма чтения газеты печатной, полностью утратила свою актуальность и уступила место «живой газете» (правда, оба эти названия долгое время существовали как синонимы), которая уже представляла собой разновидность клубного самодеятельного агитационного театра.

Опубликованное в «Коммуне» «Примерное содержание «устной газеты» включало в себя следующие разделы: «Передовая. Должна быть написана коротко, хлестко и понятно, по возможности, на местную тему, откликаться на наиболее волнующие массы вопросы. «В борьбе мы не одиноки» - читает выпускающий. Затем чтец выразительно выкрикивает заголовок телеграммы, например: «Ирландия в огне революции!», 1-2 секунды – и читается самый текст. Телеграммы тоже составляются удобно-понятным русским литературным языком, сжато. Полезно давать световые иллюстрации. К прочитанной телеграмме можно дать приблизительно такие иллюстрации: а) баррикадные бои на улицах Дублина, б) заседание английского буржуазного правительства в Палате общин; обсуждается вопрос об ирландских событиях, в) снимок тюрьмы, из которой освобождены революционеры. Достать необходимые снимки и рисунки – дело пустяковое, и всецело зависит от изобретательности и предприимчивости редакторов. Чтобы не отвлекать внимание слушателей, иллюстрации подаются на экран по прочтении сообщения. Распространяться о большом значении световых иллюстраций не приходится, это ясно всякому. Затем читается «Как французские рабочие провели День Парижской коммуны» тоже с картинками и другие телеграммы, не более 4-5.

Фронт труда. 3-5-минутная статья о необходимости поднять производство, о системе Тейлора, о системе предложений и т.д., боевые производственные задания и приказы. Недельные и месячные трудовые сводки. Субботники и воскресники в нашем районе. Интересные случаи из борьбы с разрухой. Юбилеи и чествования героев труда. Шельмование «героев разрухи» (снимки, диаграммы, карты, чертежи, шаржи крайне желательны). Маленький фельетон. Инсценируется 2-3 артистами. Как и чем живет Центр. 5-7-минутный обзор столичных газет за неделю. Краткое объяснение новых декретов. Что Центр нам дает и чего он от нас требует. Что произошло нового в нашем профсоюзе и производственной ячейке за текущую неделю. Сгустки самого интересного, любопытного, выдающегося, полезного. Стихотворения или рассказ местного автора, но обязательно коротко читает сам автор.

В наших мастерских. На этот отдел следует обратить особое внимание. Культурно-просветительная и партийная работа. Хроника. Все в более легком, живом тоне, чем это делается в печатной газете. Хронику разнообразить юмористическими и бытовыми заметками. Работа среди женщин и подростков. Продовольственные, санитарные вопросы. Производственные заметки. В случае нерадения к народному добру, изъяны - невнимательность, лень и вообще всякие недостатки и несовершенства в работе. Обязательно рассказать, как тот или иной недостаток устранить. Рисунки и чертежи, безусловно, необходимы. Ответы на вопросы».

В Самаре постановки «устной газеты» проходили в мастерских и рабочих клубах, в театре, цирке и кинотеатрах, а с началом летнего сезона их планировали перенести в «местные сады и скверы, где отдыхает утомленный труженик». «В саду газета должна носить, в первую голову, элемент зрелища, элемент народного празднества: оркестр, хор, исполнение народных злободневных частушек, которых так много родила революция. Местному ЛИТО (литературно-издательскому отделу) необходимо составить «чтец-декламатор» из [произведений] пролетарских писателей, куда бы вошли перлы революционного творчества. В газету должны войти также сатирические стихи, ибо они, заражая смехом толпу, взрывают почву под ногами наших врагов. Отдел «устной газеты» должен ведать хорошей плакатной карикатурой, привлечь к работе хороших артистов-декламаторов. До сего времени в «устной газете» выступал чтец-доброволец, читающий голосом «приказного дьяка» новости «мира сего». На помощь чтецу должны прийти художник, сатирик, поэт и декламатор».

Все большая театрализация выпусков «живой газеты», а также востребованность и популярность этого жанра привели к появлению в 1923 г. первого советского агитационного эстрадного театрального коллектива - «Синей блузы».

(Продолжение следует)

Галина Галыгина 

14 октября 2019


Теги: Самарские истории

К списку статей

Наверх

Корзина