«УЖЕЛЬ СЕГОДНЯ МАСКАРАД?»

Ужель сегодня маскарад?
Интриги, ложь и тайна маски,
Задорно блещущие глазки
И домино различных ряд? (1914 г.)
Маски и различного рода переодевания известны людям давно. Еще древнегреческие дионисии (праздники бога Дионисия) сопровождались маскарадными шествиями, песнями и плясками. Позднее традиция маскирования по определенным праздникам перешла к византийцам, а в X в. появилась и на Руси. Так стали отмечать один из языческих праздников – Коляду, - приурочив его к святкам (12 праздничных дней от Рождества и до Крещения).
«Маски были известны еще в глубокой древности. Между греками и латинянами в средние века было мнение, будто на святки дьяволы скитаются по земле, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая и мучая всех им встречающихся на пути. Переряженные святочники нарочно надевали на себя такие маски и костюмы, по которым их трудно было бы различить от образа дьявола, каким его изображают на картинах» - писал автор исторического очерка «Святки».
Со временем костюмы и маски «святочников»-«ряженых» стали более разнообразными. «Рядились животными и птицами – козой, медведем, лосем, журавлем, а также людьми чуждого жизненного уклада – бродягами, лекарями, цыганами и солдатами. Одежду выворачивали наизнанку, мужчины представлялись женщинами и наоборот, молодые – стариками. Чтобы остаться неузнанными, надевали маски или просто мазали лицо сажей, мелом, обсыпали мукой. В «страшные вечера», то есть с ночи Нового года и до Крещения, когда нечистой силе самое раздолье, переодевались чертями, кикиморами, мертвецами. Ряженые - непременные участники святочных забав. Вечерами они обходили дома, или веселой гурьбой врывались на молодежные посиделки. Там заводили игры, устраивали целые представления с музыкой и плясками, собирали угощение и подарки».
С течением времени традиция святочного маскирования и переодевания из народной среды пришла в парадные залы дворцов. В России первые маскарады – «машкерады», как тогда говорили, появились в царствование Петра I, по велению которого ими отмечались как календарные праздники, так и важнейшие события в жизни государства. В то время маскарады танцевальными не были, а представляли собой маскированное и костюмированное уличное шествие или иное действие. К XIX в. такие маскарады сошли на нет, уступив место балам-маскарадам, которые стали проводится не только в дворцах, но и в домах состоятельных дворян и в залах различных общественных собраний. Особенной популярностью пользовались веселые рождественские и новогодние маскарады, иногда именовавшиеся карнавалами.
В Самаре балы-маскарады начали проводиться только в 60-70-х гг. XIX в. Только к этому времени в городе сложились традиции общественного времяпровождения и появились залы, способные вместить значительное количество публики. Первые балы-маскарады были организованы дворянским обществом Самары в зале Благородного собрания, для которого было снято помещение в доме известного самарского купца Е. Н. Аннаева. Позднее маскарады проводились купеческим обществом в Коммерческом собрании, военными – в гарнизонном собрании, а различные профессиональные объединения снимали для этой цели залы в частных домах.
Атрибуты маскарада – костюмы и маски - обычно продавались или сдавались напрокат в многочисленных самарских парикмахерских: «Парикмахер Нелюбов (Панская (совр. Ленинградская) близ Дворянской (совр. Куйбышева). Имею большой выбор костюмов для маскарадов, мужских и дамских, очень изящно исполненных по рисункам Императорских театров. Отпускаются напрокат по самым дешевым ценам. Парики, бороды и гримировка, маски и полумаски». В парикмахерской А. Александрова на Воскресенской улице (совр. Пионерская) был «приготовлен для святок и маскарадов большой выбор костюмов, как-то: боярские, французские, испанские, китайские, пейзанские, венецианские, русские сарафаны, домино и проч.»
… И вот идешь по маскарадам
Глядеть на радостных людей
Завистливым, суровым взглядом,
И слушать звуки их речей.
Как скудно их воображенье
И как шаблонен их наряд!
К оригинальности стремленья
Об их бессильи говорят.
Вот «мефистофели» толпою
Шажками мелкими бегут,
«Цыганки» с жидкою косою,
Звеня монистами идут.
Шагает «турок» иль «татарин»,
Полумужик и полубарин…
Покупка и прокат костюмов были недешевы, но за эффектный наряд на маскараде вручались довольно ценные призы. Так, 30 декабря 1898 г. в клубе канцеляристов состоялся новогодний маскарад «с премиями за более изящные и остроумные костюмы». «Помещение клуба было переполнено публикой, хотя костюмированных, к сожалению, было мало, и интересные костюмы почти совсем отсутствовали. В первом часу ночи были розданы премии. Первый дамский приз – серебряная чашка с блюдечком – был выдан «Рыбачке», которая в продолжение всего вечера каталась на лодке по залу клуба. Второй приз – золотой браслет - был выдан за костюм «Весны». Третий – шесть серебряных ложечек – выдан за костюм «Карты». Мужской первый приз – серебряный подстаканник - был выдан за костюм, изображавший уличное освещение города Самары, а второй – бинокль – достался «Обезъяне».
Из отчета о проведении карнавала в зимнем помещении самарского речного Яхт-клуба в 1911 г. известно, что «среди масок выделялся изящный костюм «Розы», сопровождаемой «Охранителем-рыцарем» в блестящем костюме, затем «Обезьянка» с «Поводырем», «Египтянка», несколько хороших польских костюмов и т. д. В третьем часу были розданы призы. Первый приз - ценный кофейник – присужден по большинству голосов – контрмарок, г-же Волошиновой за костюм «Обезьянки» и второй – бронзовые каминные часики – г-же Москаленко за костюм «Роза».
Весьма вероятно, что участники маскарадов не только приобретали готовые костюмы, но и изготавливали их по собственным эскизам, проявляя при этом недюжинную фантазию. Так, на «Вечере смеха и забавы», проходившем в Яхт-клубе в январе 1914 г., среди маскированной публики «были «Титаник», «Лягушка», «Крокодил», обычные клоуны и т.п. Но между тем, среди них оказались более удачные маски - «Прогресс галантерейности», изображавший универсальную лавочку дешевой распродажи, и «Банкротство», половина платья которого была сшита из актовых бумаг и протестованных векселей. Этим маскам и были выданы призы».
О маскарадных костюмах рассказывали следующий анекдот: «Два субъекта из числа кутящего Петербурга держали пари. Первый доказывал второму, что он продет в маскарад без билета и не заплатит денег.
- Никогда тебе подобного не сделать!
- Только разреши мне загримироваться…
- Как хочешь гримируйся – не пройдешь!
Он налепил себе баки, на фрак повесил номерок, взял салфетку и выиграл пари – его пропустили, приняв за клубного лакея.
Несомненно, что на тематику маскарадных костюмов всегда влияли мода, политические события и предпочтения. Так, в годы Первой мировой войны особой популярностью стали пользоваться маскарадные костюмы патриотической направленности: «В зале театра «Олимп» состоялся бал-маскарад. Публики собралось видимо-невидимо. Был заполнен не только зрительный зал, но и коридоры театра, ложи, верхние яруса и сцена. Танцующих было много, и занимались они своим «делом» до 2 часов ночи. «Ряженых» тоже было немало. Раздача призов выделившимся своими костюмами произведена была под конец вечера, по производстве жюри подсчета записок.
Первый женский приз получен особой, изображающей Ангела-хранителя, охраняющего братскую могилу. Следует отметить удачный замысел и прекрасное его выполнение. Грим и костюм были прекрасны: лицо особы прекрасно выражало грусть; изображена была могила, занесенная снегом. Второй женский приз пришелся «Победительнице врагов». Первый мужской приз получил «Солдат-герой», полонивший «Вильгельма», который и болтался у него сбоку. Второй приз достался за «Смерть Вильгельма». Из «не награжденных» обращал на себя внимание некий субъект, изображавший паука («Вильгельм-кровосос»), он, несчастный, ползал в течение всего вечера на брюхе в буквальном смысле этого слова, но напрасно - приза он не получил».
Оригинальный и красивый костюм - не единственное, что требовалось для того, чтобы блистать на маскараде. Поскольку основным действием маскарадов были танцы, необходимо было умение легко и грациозно танцевать. Именно поэтому в преддверии праздников газеты пестрели объявлениями учителей танцев: «Учитель танцев, преподаватель гимназии С. А. Мирчи, дает уроки бальных танцев у себя на дому, а также предлагает свои услуги. Мазурку и вальс в три па выучивает в самое короткое время».
В программе костюмированных вечеров были не только танцы. Часто устроители организовывали небольшие любительские концерты, включающие в себя «сценки, сольное и хоровое пение, сольную и оркестровую струнную игру». Иногда в концертах принимали участие и профессиональные артисты. «31 декабря в ресторане гостиницы «Националь» имеет быть Бал-маскарад и встреча Нового года. Зал и столы будут декорированы тропическими растениями и живыми цветами. Бой серпантин и конфетти. На балу примут участие специально приглашенные балерины г-жи Росс и разнохарактерный танцор г-н Пареньков, которыми будет исполнен танец «Танго» и другие характерные танцы. Кроме того, будет играть военный оркестр 5-го гусарского полка и салонный оркестр под управлением скрипача Григо. Каждому гостю, посетившему бал, с поздравлением Нового года будет предложен бокал шампанского, а дамы получат сюрпризы – веера и живые цветы. Дирекция гостиницы просит всех лиц, желающих посетить бал, быть одетыми: гг. штатских – в черных костюмах, а гг. военных - в установленной форме. Маски на бал допускаются только хорошо костюмированные. Приезд на бал начнется с 11 часов вечера, окончание бала в 5 часов утра. За вход на бал платят: мужчины 2 руб., а дамы - 1 руб. Маски же платят: мужчины 1 руб., дамы - 50 коп.»
В 1914 г. в Самаре была сделана попытка проведения карнавала на катке, к сожалению, не очень удачная. «1 января на катке Яхт-клуба в Пушкинском сквере, за городским театром, состоялся устроенный гимнастическим отделом карнавал и призовая стрельба-тир. С 12 часов дня каток был переполнен катающимися, из числа которых многие занимались призовой стрельбой. К 5 часам набралось очень много публики – зрителей, желавших посмотреть карнавал, но оказалось, что самарская спортивная публика к этому новшеству не подготовлена. На катке появилось несколько костюмированных, но костюмы их не отличались оригинальностью. Когда настало время раздачи призов, то к судьям явилось пять человек катающихся, одетых в довольно примитивные костюмы, как, например, в костюме деревенской девушки, малорусского парня, в костюме деревенского мужика, в костюме «Гамлета» из пьесы «Потонувший колокол». Первый приз был выдан «Лешему» - серебряный подстаканник, второй – «Гамлету» - серебряный портсигар и третий – серебряная стопка – был выдан маске в костюме деревенской девушки. Остальной четвертый приз – дамский, оказался не присужденным. Каток и здание красиво были убраны зеленью и флагами».
Галина Галыгина
30 декабря 2020