ВЕРНИСЬ, Я ВСЕ ПРОЩУ, ИЛИ НАЛОГОВЫЕ ПРОЩЕНИЯ, СПИСАНИЯ И АМНИСТИЯ КАПИТАЛОВ: ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО И ЧЕГО ЕЩЕ СЛЕДУЕТ ЖДАТЬ
Мы уже поднимали проблему налоговой амнистии в связи с тем, что подобные предложения были озвучены Президентом Российской Федерации <1>. Настало время для обсуждения первых достигнутых результатов и тех предложений, которые продолжают выдвигаться и уже после принятия первых поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Что уже сделано?
Первые изменения были приняты очень оперативно. Федеральный закон N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был принят Государственной Думой Российской Федерации 21.12.2017 и подписан Президентом России 28.12.2017 (далее - Закон N 436-ФЗ).
Интересно, что такая оперативность была достигнута уже ставшим традиционным методом - через внесение поправок в уже принятый в первом чтении законопроект в виде поправок ко второму чтению.
Проект федерального закона N 300200-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний)" был внесен 31.10.2017. И согласно пояснительной записке к этому законопроекту предполагал внесение уточнений в действующий порядок в части правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, необходимо учесть в законодательстве сложившуюся правоприменительную практику.
Так, в пояснительной записке указано, что основные предложения по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний следующие:
1. Уточнение правил переноса на будущее убытков контролируемых иностранных компаний за три года, непосредственно предшествующие 2015 г.
2. Уточнение порядка налогообложения операций контролируемых иностранных компаний с финансовыми активами (включая ценные бумаги).
3. Уточнение порядка исчисления финансовых показателей контролируемой иностранной компании, являющейся участником иностранной консолидированной группы налогоплательщиков.
4. Устранение необходимости неоднократной подачи документов, подтверждающих условия освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в рамках многоуровневых цепочек владения в Российской Федерации.
5. Уточнение деофшоризационных норм применительно к налогоплательщикам - физическим лицам.
6. Уточнение отдельных положений концепции налогового резидентства юридических лиц.
Таким образом, ни о каком прощении налоговых задолженностей в данном документе изначально не предусматривалось.
Однако ко второму чтению поменялось название и количество изменений.
Так, в связи с ратификацией Таможенного кодекса ЕАЭС Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", что расширило предмет регулирования данного Закона, хотя это и не в полной мере согласуется с п. 7 ст. 1 НК РФ, впрочем, это происходит уже не первый раз.
Рассмотрим подробнее порядок и условия предоставления.
НК РФ содержит понятие "безнадежные к взысканию недоимки", которое устанавливается ст. 59 НК РФ. В п. 1 данной статьи содержатся основания для признания недоимки безнадежной к взысканию. Пункт 2 устанавливает перечень органов, принимающих решения об этом. Пунктами 3 - 6 устанавливаются порядок списания и дополнительные условия для этого.
Однако Закон N 436-ФЗ не вносит изменений в ст. 59 НК РФ.
Статья 12 Закона N 436-ФЗ устанавливает перечень недоимок и пени, относящихся к безнадежным к взысканию и их списание, а именно (п. 1 - 2 ст. 12):
1. Недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в решении о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
2. Недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Процедура списания предусматривается п. 3 ст. 12, согласно которому решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя), на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
При этом согласно п. 4 ст. 12 решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
Таким образом, можно сказать, что такое скоростное внесение изменений чревато проблемами юридической техники.
В данном случае возникает вопрос о сроках проведения такого списания, поскольку о них ничего не говорится, то можно предположить, что процедура будет происходить не одномоментно, а по мере обобщения сведений о задолженности.
Поскольку не установлено сроков для списания, то возникает вопрос о возможности обращения с подобным заявлением налогоплательщика: в какой момент его права будут считаться нарушенными? Этот особый порядок не предусматривает инициативы со стороны налогоплательщика.
С другой стороны, в Законе N 436-ФЗ не определены те основания для списания, о которых говорил Президент России, в связи с этим происходит расширение перечня таких оснований, что, безусловно, может быть обременительно для бюджета и не очень разумно с точки зрения налоговой дисциплины.
Однако надо признать, что время для проведения подобных списаний выбрано вполне удачно и призвано вернуть доверие к налоговой системе перед серьезными изменениями, которые были заявлены в Послании Президента России Федеральному Собранию от 01.12.2016 <2>.
--------------------------------
Что еще предлагается?
Депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, П.В. Крашенинниковым, А.Г. Аксаковым, А.Н. Диденко в Государственную Думу Российской Федерации внесено три законопроекта, предусматривающие продление сроков амнистии капитала <3>.
--------------------------------
Проектом N 377595-7 предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пояснительной записке проект разработан в целях реализации инициатив Президента Российской Федерации В.В. Путина по продлению срока "амнистии капитала" в 2018 г.
Амнистия проводилась в России в период с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. При этом в идею законопроекта положено не только продление сроков "амнистии", но и уточнение порядка ее проведения.
Так, авторы законопроекта согласно пояснительной записке предполагают необходимым следующее:
- установление второго этапа добровольного декларирования "амнистии капиталов" в срок с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г., при этом в полном объеме сохранив объем гарантий для декларантов первого и второго этапов;
- предоставление возможности декларантам, представившим свои декларации в ходе второго этапа декларирования, указать в декларации счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 г., но также указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 г.);
- лица, представившие декларацию в ходе первого этапа, смогут представить ее повторно во втором этапе;
- будет предусмотрена возможность представлять специальную декларацию в любой налоговый орган или центральный аппарат ФНС России (по выбору декларанта). В ходе первого этапа декларирования Закон предусматривал возможность представлять декларацию либо в центральный аппарат ФНС России, либо по месту учета физического лица;
- Министерству финансов Российской Федерации получить полномочия давать разъяснения по Порядку заполнения специальной декларации;
- будет дополнен Порядок заполнения специальной декларации, установленный Приложением к Федеральному закону от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уточнением порядка заполнения способов формирования источников приобретения имущества и (или) контролируемых иностранных компаний. И внесены технические правки в форму специальной декларации и порядок выдачи ее копии декларанту.
Проект федерального закона N 377596-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" в части первую и вторую НК РФ вносит нормы, необходимые для реализации вышерассмотренного проекта, а именно:
- освобождение от взыскания налогов, связанных с задекларированным во втором этапе имуществом или счетами (вкладами) в зарубежных банках, за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;
- в случае представления в ходе второго этапа декларирования вместе со специальной декларацией уведомлений об участии в иностранных организациях или о контролируемых иностранных компаниях такие уведомления не считаются представленными с нарушением установленных сроков;
- освободить от обложения налогом на доходы физических лиц любые доходы в денежной и натуральной форме, которые получает физическое лицо при ликвидации контролируемой иностранной компании, в отношении которой такое физическое лицо является контролирующим лицом, если ликвидация такой компании завершена до 1 марта 2019 г.;
- установить порядок определения расходов при расчете налога на доходы физических лиц при реализации физическим лицом - декларантом, воспользовавшимся "амнистией капитала", имущества, полученного им от номинального владельца, аналогичный порядку определения расходов при безналоговом получении имущества от ликвидируемой контролируемой иностранной компании;
- продлить сроки до 1 марта 2019 г., в течение которых ликвидируемая контролируемая иностранная компания не признается налоговым резидентом Российской Федерации, а также в течение которых в доходы и расходы ликвидируемой контролируемой иностранной компании не включаются доходы и расходы от реализации активов контролирующему лицу такой контролируемой иностранной компании.
Третьим законопроектом вносятся изменения в ч. 3 ст. 76.1 УК РФ. Согласно предлагаемым изменениям предусмотренные ранее гарантии должны быть распространены и на второй этап.
Авторами давно указывается, что институт контролируемых иностранных компаний существует в большей степени для противодействия негативным явлениям.
Например, Полежарова Л.В. указывает на то, что правильное и эффективное использование института контролируемых иностранных компаний как меры деофшоризации российской экономики позволяет государству решать ряд взаимосвязанных задач, в числе которых:
- предотвращение уклонения от уплаты налогов с помощью офшорных компаний, учрежденных в низконалоговых юрисдикциях, за счет отказа в распределении прибыли учредителям или контролирующим лицам;
- обеспечение уплаты в России контролирующими лицами налогов с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний, своего рода "возврат" под национальное налогообложение выведенных из него доходов (или реверсия налоговой базы);
- стимулирование возврата капитала в Россию в виде выплаченных контролируемыми иностранными компаниями контролирующим лицам дивидендов <4>.
--------------------------------
Таким образом, предлагаемые изменения продолжают процедуру "настройки" этого института, так как заявленная им цель в настоящее время реализована не в полной мере.
Заключение
Налоговые амнистии и "прощения" стали главной темой для обсуждения в настоящее время, однако необходимо понимать, что непродуманные решения могут привести к обратному результату, чем тот, который ожидался и прогнозировался.
В условиях дефицита бюджета любые прощения должны иметь серьезные обоснования и процедуру признания, при этом подход поголовного прощения не позволяет устранить те причины, которые привели к возникновению подобных "задолженностей". Именно это должно в будущем стать целью для реформирования.
Неверным подходом будет регулярное "прощение" долгов вне процедур НК РФ, так как это приведет к снижению уровня налоговой дисциплины, нарушению принципа всеобщности налогообложения и потребности в усилении мер принуждения со стороны государства.
<1> Копина А.А. Новая "налоговая амнистия" или основание для списания налоговой задолженности? // Налоги. 2017. N 24. С. 1, 3 - 4.
<2> Президент России предложил в течение 2017 года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы с участием деловых объединений. В 2018 г. подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 г. ввести их в действие, зафиксировав новые, стабильные правила на долгосрочный период // Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 // Парламентская газета. 2016. N 45. 2 - 8 дек.
<3> URL: http://www.duma.gov.ru/news/273/2208555/ (дата обращения: 02.02.2018).
<4> Полежарова Л.В. Инструменты стимулирования реинвестиций капитала // Финансы. 2016. N 2. С. 19 - 22.
А.А. Копина
Доцент кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, магистр экономики
19 июня 2018