ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Каковы нюансы начисления страховых взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам? Облагается ли взносами единовременная поощрительная выплата, производимая работникам в связи с уходом на пенсию? Надо ли исчислять взносы при оплате (компенсации) стоимости путевок на санаторно-курортное лечение предпенсионеров? При каких условиях компенсация (оплата) стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников не облагается взносами? В каком размере освобождается от обложения взносами сумма компенсации за использование автомобилей работников-собственников? Ограничен ли в целях исчисления взносов размер единовременной материальной помощи в связи с пожаром? Каков порядок применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР и ТВОЭЗ? Можно ли применить пониженные тарифы взносов к выплатам работникам, которые направлены к участнику СЭЗ в Республике Крым и Севастополе по договору о предоставлении персонала?
Исчисляем взносы с выплат по гражданско-правовым договорам
Налоговое ведомство в Письме от 27.12.2019 N БС-3-11/11131@ представило свои разъяснения по вопросам исчисления страховых взносов с вознаграждений по гражданско-правовым договорам, в том числе переквалифицированным впоследствии в трудовые договоры.
Чиновники отметили, что в п. 1 ст. 420 НК РФ прямо указано: для работодателей объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляемые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Вместе с тем любые вознаграждения, выплачиваемые плательщиком страховых взносов физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 3 ст. 422 НК РФ).
Выплаты и иные вознаграждения, производимые плательщиком страховых взносов в пользу физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг, облагаются взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Относительно исчисления взносов при переквалификации договоров ФНС уточнила:
- согласно положениям ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом;
- заключение и соблюдение условий договоров гражданско-правового характера регулируются гражданским законодательством.
Стороны договора гражданско-правового характера применительно к Трудовому кодексу не являются работником и работодателем.
Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ). При этом такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных данным договором обязанностей (ст. 19.1 ТК РФ).
Законодательство РФ допускает привлечение лиц к работе на основании договоров гражданско-правового характера только в случае, если данные договоры фактически не регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, то есть физические лица по договору гражданско-правового характера выполняют иную оплачиваемую работу, не предусмотренную трудовым договором.
Если по договору гражданско-правового характера физическое лицо фактически будет выполнять трудовую функцию, такой договор может быть переквалифицирован в трудовой. Соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые физическому лицу по данному договору, будут подлежать обложению страховыми взносами, в том числе на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в общеустановленном порядке согласно ст. 420 НК РФ.
Страховые взносы с единовременной поощрительной выплаты,
производимой работникам в связи с уходом на пенсию
Минфин в Письме от 16.12.2019 N 03-04-06/98343 рассмотрел вопрос об исчислении взносов в ситуации, когда в соответствии с коллективным договором работникам при расторжении трудового договора по их инициативе в связи с уходом на пенсию впервые организация выплачивает единовременное поощрение за труд на железнодорожном транспорте и метрополитене, при этом размер выплаты зависит от стажа работы.
По мнению чиновников, рассматриваемая выплата облагается страховыми взносами на основании п. 1 ст. 420 НК РФ как выплата в рамках трудовых отношений в силу следующих обстоятельств:
- она не относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением работников;
- такая выплата не поименована в перечне не облагаемых страховыми взносами выплат согласно ст. 422 НК РФ.
К сведению. В силу абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Оплата стоимости путевок
на санаторно-курортное лечение предпенсионеров
Вопрос об исчислении страховых взносов со стоимости приобретаемых путевок на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими пенсионного возраста был рассмотрен Минфином в Письме от 18.12.2019 N 03-15-05/99174.
Подпунктом "н" п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н) предусмотрено: финансовому обеспечению за счет взносов по травматизму подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Чиновники обратили внимание, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим. При этом стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими пенсионного возраста в данной статье не поименована.
Суммы, направленные на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников-предпенсионеров, не указаны в ст. 422 НК РФ. Следовательно, независимо от источника финансирования оплаты таких путевок их стоимость подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Компенсация (оплата) стоимости путевок
в детские оздоровительные лагеря для детей работников
В Письме от 19.12.2019 N 03-15-06/99518 Минфин разъяснил: если организация производит выплату работникам в виде компенсации их расходов на оплату стоимости путевок детям в детские оздоровительные лагеря, такая выплата облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата, производимая в пользу работника, в рамках трудовых отношений. Это обусловлено тем, что данная выплата не поименована в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, приведенном в ст. 422 НК РФ.
Если организация производит оплату стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря непосредственно за детей работников, то есть перечисляет средства по оплате стоимости путевки в организацию, предоставляющую ее, данная выплата на основании п. 1 ст. 420 НК РФ не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку она осуществляется в пользу физических лиц, не состоящих с организацией в трудовых отношениях.
Оплата дополнительного отпуска, предоставляемого работнику
для санаторно-курортного лечения
вследствие несчастного случая на производстве
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются утраченный им заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами, в частности Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется, в частности, в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая, в том числе на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период санаторно-курортного лечения (пп. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 125-ФЗ).
Минфин в Письме от 16.12.2019 N 03-15-05/98120 подтвердил, что суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого работнику для санаторно-курортного лечения вследствие несчастного случая на производстве, являясь выплатами, связанными с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
Выплата компенсации за использование автомобилей работников,
являющихся собственниками
либо управляющих ими по доверенности
При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием (ст. 188 ТК РФ).
Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Абзацем 10 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В Письме Минфина РФ от 06.12.2019 N 03-04-06/94977 уточнено, что с учетом положений ст. 188 ТК РФ оплата организацией расходов работника, связанных с использованием личного имущества, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (в служебных целях), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.
Обратите внимание! Размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного имущества для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, подтверждающих как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании данного имущества в служебных целях.
Необходимо помнить, что оплата организацией расходов работника на использование личного транспорта в служебных целях не подлежит обложению страховыми взносами в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником, только при документальном подтверждении указанных расходов.
Выплата работнику единовременной материальной помощи
в связи с пожаром
Суммы единовременной материальной помощи (в частности, оказываемой плательщиками физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью) не подлежат обложению страховыми взносами на основании абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ.
В Письме от 15.11.2019 N 03-04-05/88251 Минфин отметил, что ст. 422 НК РФ не содержит ограничений в отношении размеров сумм вышеуказанной единовременной материальной помощи, освобождаемых от обложения страховыми взносами.
Любая сумма единовременной материальной помощи, выплачиваемая работодателем своему работнику в виде возмещения причиненного ему материального ущерба в связи с пожаром на основании соответствующих документов, подтверждающих данный ущерб, не облагается страховыми взносами на основании абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 422 НК РФ.
Применение пониженных тарифов страховых взносов
резидентами ТОСЭР и ТВОЭЗ
Для организаций, получивших в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) статус резидента ТОСЭР, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения (ст. 427 НК РФ).
Исходя из положений п. 10.1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются резидентами ТОСЭР в течение 10 лет со дня получения такого статуса исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
В целях применения п. 10.1 ст. 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения такого соглашения.
Минфин в Письме от 25.12.2019 N 03-15-06/101744 указал, что перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР (для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе примерная форма утверждена Приказом Минвостокразвития РФ от 27.02.2015 N 22).
Резидент ТОСЭР вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в соглашении об осуществлении деятельности на ТОСЭР и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
При условии соблюдения резидентом ТОСЭР предусмотренного соглашением об осуществлении деятельности общего количества новых рабочих мест, создаваемых в рамках реализации инвестиционного проекта, такой плательщик вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении лиц, занятых на этих рабочих местах, независимо от их количества в каждом квартале.
Что касается тарифов страховых взносов для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон (ТВОЭЗ), в Письме от 10.01.2020 N СД-19-3/2 ФНС подтвердила, что в соответствии с положениями ст. 427 НК РФ на период 2017 - 2019 годов для указанных резидентов были установлены пониженные тарифы страховых взносов с постепенным увеличением их размера с 14 до 28%. Однако с 1 января 2020 года данные плательщики применяют общеустановленные тарифы взносов, предусмотренные ст. 425 НК РФ, в размере 30%.
К сведению. Меры стимулирования организаций - резидентов технико-внедренческих особых экономических зон в виде введения нулевой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, и понижения тарифов страховых взносов действовали более шести лет.
Законодательная инициатива Совета Федерации (законопроект N 388996-7 "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации") предусматривала продление на максимально возможный срок действия льготных тарифов страховых взносов для резидентов ТВОЭЗ на уровне 14%, а также восстановление льготы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ (по ставке 0%). Однако реализация этого законопроекта могла привести к увеличению выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, в настоящее время Правительство РФ разрабатывает единый механизм развития территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности, предусматривающий различные инструменты поддержки резидентов особых экономических зон, в том числе фискального характера, который будет действовать вместо применяемого в настоящее время механизма особых экономических зон, в связи с чем законопроект N 388996-7 был отклонен Государственной Думой Постановлением от 12.12.2019 N 7453-7 ГД.
Выплаты работникам, направленным к участнику СЭЗ
в Республике Крым и Севастополе
по договору о предоставлении персонала
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) СЭЗ - это территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море РФ, в пределах границ которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% действуют для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям названного Закона (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ).
При этом физическим лицом, занятым в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, признается лицо, заключившее трудовой договор с плательщиком - участником СЭЗ, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией инвестиционного проекта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта.
Перечень рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, утверждается плательщиком - участником СЭЗ по согласованию с органами управления СЭЗ по месту нахождения такого плательщика.
К сведению. В отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией - участником СЭЗ в пользу физических лиц, осуществляющих такие же виды деятельности за пределами СЭЗ, то есть за пределами Республики Крым и Севастополя, через обособленные подразделения, пониженные тарифы, установленные ст. 427 НК РФ, не применяются (Письмо ФНС РФ от 31.10.2019 N БС-4-11/22299@).
В Письме от 27.11.2019 N 03-15-06/91928 Минфин рассмотрел следующую ситуацию. К участнику СЭЗ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя юридическим лицом, имеющим право осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), - частным агентством занятости по договору о предоставлении труда работников (персонала) направляются работники, которые участвуют в реализации инвестиционного проекта участника СЭЗ.
Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), установлены гл. 53.1 ТК РФ.
Положениями ст. 341.2 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника для работы у принимающей стороны (участника СЭЗ) по договору о предоставлении труда работников (персонала):
- трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются;
- трудовые отношения между работником и принимающей стороной (участником СЭЗ) не возникают;
- у участника СЭЗ не возникает объект обложения страховыми взносами в отношении работников, направленных к нему по договору о предоставлении труда работников (персонала).
С учетом положений ст. 341.2 ТК РФ в рассматриваемой ситуации выплаты и иные вознаграждения, начисляемые и производимые в рамках трудовых отношений частным агентством занятости в пользу лиц, направляемых по договору о предоставлении труда работников (персонала), облагаются данным агентством страховыми взносами в общеустановленном порядке по определенным тарифам.
Д.М. Корсаков
Эксперт журнала
"Оплата труда:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
06.02.2020
30 Июня 2020