ВОЗРАЖЕНИЯ ПО АКТУ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Вполне может оказаться, что организация, в отношении которой проводилась налоговая проверка, не согласна с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих. В этом случае она вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки направить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). Предположим, акт налоговой проверки вручен генеральному директору 15 июня, следовательно, возражения необходимо представить до 15 июля.
Поясним, что возражения - это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки, результатами дополнительных мероприятий налогового контроля или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. Текст возражений составляется в произвольной форме, однако в нем следует изложить отраженные в акте обстоятельства и выводы налогового органа, с которыми налогоплательщик не согласен. Также необходимо привести мотивированные доводы со ссылкой на нормы законодательства.
Важная деталь: ФНС России для удобства налогоплательщиков подготовила бланк возражения по акту проверки (данный бланк является приложением к Информации ФНС России от 16.04.2018, опубликованной на официальном интернет-сайте ведомства https://www.nalog.ru).
К письменному возражению налогоплательщик вправе (подчеркнем, не обязан, а именно вправе) приложить или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность имеющихся возражений.
Следует сказать, что точно такой же срок - один месяц дается лицам, несогласным с фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях. И они также вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
Если имели место дополнительные мероприятия налогового контроля (истребование документов, допрос свидетелей, проведение экспертизы) и у налогоплательщика имеются возражения в связи с этим, их следует представить в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Это могут быть письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля как в целом, так и в определенной части (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
Возражения следует направить в адрес налогового органа, составившего акт. Определить его точный адрес и реквизиты, если они не известны, можно с помощью сервиса "Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции" на интернет-сайте ведомства https://service.nalog.ru/addrno.do.
Способы подачи возражений: в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа. Сделать это могут законные или уполномоченные представители юридического лица. Поясним, что законные представители организации - это лица, действующие от ее имени по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). Уполномоченные представители организации - это представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).
Возражения в письменной форме можно отправить и по почте. При этом нужно учитывать, что для доставки почтового отправления потребуется некоторое время. Если возражения и документы будут отправлены буквально в последний момент - за один-два дня до окончания установленного срока, целесообразно уведомить налоговую инспекцию о намерении представить письменные возражения и дополнительные документы (Постановление ФАС Уральского округа от 11.09.2013 N Ф09-7338/13).
Извещение налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки
Руководитель налогового органа (или его заместитель) должен известить организацию, в отношении которой проводилась проверка о времени и месте рассмотрения ее материалов. Форма извещения установлена Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Отметим, что сроки извещения Налоговым кодексом РФ не установлены. Из ст. 101 НК РФ лишь следует, что извещение должно быть вручено налогоплательщику заблаговременно, чтобы он мог обеспечить присутствие своего представителя.
Из п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки (утв. Приказом N ММВ-7-2/189@) следует, что факт вручения извещения на бумажном носителе или его направления заказным письмом по почте подлежат отражению в акте проверки. Иными словами, извещение должно вручаться одновременно с актом налоговой проверки или высылаться еще на этапе составления данного акта. Тем не менее почта может доставить извещение налогоплательщику буквально в последний момент.
Арбитражные суды истолковывают факт получения налогоплательщиком уведомления в день рассмотрения материалов налоговой проверки или за сутки до этого как лишение его возможности в полной мере реализовать право на участие в рассмотрении материалов проверки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2012 N Ф01-1727/12 и др.). Полагаем, что получение извещения после дня проведения рассмотрения материалов налоговой проверки также следует квалифицировать как лишение возможности участвовать в этом мероприятии.
Ненадлежащее оформление извещения о вызове налогоплательщика также может служить основанием для признания судом или вышестоящим налоговым органом факта нарушения порядка извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Примерами ненадлежащего оформления являются: неуказание времени и места рассмотрения материалов налоговой проверки (адреса налоговой инспекции, номера кабинета); указание даты без проставления точного времени; неподписание извещения должностным лицом.
Пленум ВАС РФ в п. 40 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что в силу п. 14 ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее уведомление лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения ее материалов, является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля (если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении материалов проверки).
Если налогоплательщик не получил почтовое отправление не по вине налоговой инспекции или отделения почты, а по своей вине (например из-за отсутствия по месту регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, а именно по этому адресу высылается извещение, и т.п.), это не свидетельствует о нарушении со стороны налогового органа.
Процедура рассмотрения материалов проверки
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. При явке на рассмотрение акта, а также по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы. При этом не имеет значения, подавались ли ранее письменные возражения. Пункт 4 ст. 101 НК РФ определяет, что их отсутствие не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель налогового органа (или его заместитель) проверяет явку представителя организации-налогоплательщика, в отношении которой составлен акт. В случае явки указанного лица происходит рассмотрение материалов налоговой проверки (или материалов дела) и представленных возражений. Если же представитель не явился, руководитель налогового органа (или его заместитель) в первую очередь выяснит, был ли налогоплательщик уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Если будет установлено, что извещение не сделано надлежащим образом, то принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.
При надлежащем извещении в случае, если присутствие налогоплательщика признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. Когда же присутствие лица, в отношении которого ранее был выставлен акт, не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов без его участия. Важная деталь: рассмотрение материалов проверки при отсутствии доказательств надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте проведения проверки может стать основанием для отмены вынесенного по ее результатам итогового решения.
Приступая к рассмотрению материалов проверки по существу, руководитель налогового органа (или его заместитель) должен: объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении; в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя; разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ); вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В частности, документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка; документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. При этом может быть принято решение о привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. В ходе рассмотрения устанавливается: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, должны быть выявлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может вынести одно из следующих решений: либо решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
П.А. Никонов, Эксперт по методологии бухгалтерского учета и налогообложения
24 Января 2019
Теги: Налоговая проверка