ВСЕ НА СУББОТНИК!

ВСЕ НА СУББОТНИК!

В конце апреля во всех населенных пунктах нашей страны проходят массовые субботники. Их история началась 12 апреля 1919 г., когда после трудового дня группа рабочих депо «Москва - Сортировочная» вернулась в цех для того, чтобы продолжить ремонт паровозов. О том, как зарождалось новое движение, получившее название «коммунистической субботы», писала газета «Правда»: «7 мая (1919 г.) на общем собрании коммунистов и сочувствующих подрайона Московско-Казанской дороги был поставлен вопрос о переходе от слов о содействии победе над Колчаком к делу. Вынесенное предложение гласило: «Ввиду тяжелого внутреннего и внешнего положения, для перевеса над классовым врагом коммунисты и сочувствующие вновь должны пришпорить себя и вырвать из своего отдыха еще час работы, т. е. увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Считая, что коммунисты не должны щадить своего здоровья и жизни для завоеваний революции, работу производить бесплатно. «Коммунистическую субботу» ввести во всем подрайоне до полной победы над Колчаком».

Сверхурочный и не оплачиваемый труд сотен людей мог стать выходом из состояния страшной разрухи, в котором оказалась молодая Советская Республика. А основные задачи, стоявшие перед страной, были озвучены В. И. Лениным: «Голодным рабочим, работницам и детям дать хлеб; для транспорта, для отопления жилья, для промышленности дать уголь; преодолеть чудовищный разлив эпидемии, уничтожить грязь и заразу и истребить ее носителя – вошь». Решению именно этих задач и могло помочь движение «коммунистических субботников», идеи которого стали быстро распространяться руководством страны сначала в рядах коммунистов, а затем и среди широких слоев населения.

Историю первых коммунистических субботников в Самаре нам позволяют проследить публикации газеты «Коммуна». В июле 1919 года в газете были опубликованы перспективы «субботней работы», адресованные, первую очередь, членам РКП(б): «По примеру Москвы, Саратова и других городов и мы должны организовать начало работ по-новому, по-революционному, и для этого уделить один или даже два дня в неделю. По пятницам и субботам все коммунисты проходят строевую службу, но так как начало новых работ имеет большое значение, то необходимо на первое время отменить обучение по субботам, и в течение 3-4 часов организовать «коммунистический субботник».

Какие работы могут быть выполнены? На первое время можно было бы начать с железнодорожного транспорта и работ по топливным материалам. Сначала можно было бы ограничиться разгрузкой железнодорожных грузов, разгрузкой барок с дровами и пр. Затем можно было бы разбираться по работам местного коммунального хозяйства: очистке и уборке грязи на улицах во избежание эпидемий, по ремонту тротуаров и мостовых, которые у нас пришли в полную негодность и которые мы, за неимением средств, починить не можем. Затем по случаю хорошего урожая трав и хлебов, за неимением рабочих рук, может быть придется организовать летучие дружины и для этих работ».

9 августа 1919 г. в Самаре состоялся первый массовый коммунистический субботник. «На работах по выгрузке дров и различных товаров у плашкоутного моста через р. Самарку участвовало 240 человек. На работах по выгрузке дров и угля на Волге у лесных пристаней - 152 человека и красноармейцев -103 человека, а всего 255 человек. Кроме того, около 30 человек было взято для тушения пожара на Николаевской улице, и таким образом, на первый субботник явилось около 525 человек. Начали работы около 7 часов и закончили около 10 часов вечера, а всего, таким образом, употреблено, считая по 3 часа работы, около 1500 рабочих часов или, переведя это на 8-часовой рабочий день, это составит около 200 рабочих дней. Для первого раза, принимая во внимание недостатки в приспособлениях – узких и плохих мостках, недостаток тачек и носилок, неопытность самих работников, результаты работы можно признать очень хорошими, и все грехи устройства покрывались революционным подъемом работников».

Практически сразу же выявились недостатки в организации работ, которые следовало учесть в будущем: «Во-первых, при всех работах должны быть агенты того учреждения, для которого производится работа. В данном случае совершенно никого не было от железнодорожного лесного комитета. Благодаря этому водоливы баржей не знали где что взять, и как вообще относится к этой работе. Затем, эти учреждения должны приготовить к работам хорошие мостки, тачки, носилки, лямки, крючья и вообще все приспособления, чтобы сделать работу более продуктивной. Кроме того, учреждениям необходимо иметь остуженную кипяченую воду, т.к. в этот раз приходилось бегать за водой на Волгу и пить ее сырой. Делать эти приготовления во время работ невозможно, а сама комиссия не имеет никаких средств, чтобы приготовить все это самой, а потому об этом должны позаботиться сами учреждения».

         Ошибки в организации работ приходилось исправлялись буквально «на ходу», поскольку субботники того времени проводились практически каждую субботу. Также с каждым новым субботником изменялся и состав их участников. Если участниками 1-го субботника были преимущественно члены партии, то уже во 2-м «вместе с коммунистами работали и не партийные товарищи - граждане г. Самары, правда, незначительное количество. Это работали, главным образом, товарищи красноармейцы и товарищи заинтересованных учреждений, которым грозила катастрофичность положения с работами». В 4-м субботнике приняли участие «138 дезертиров, пришедших на субботник добровольно и даже отказавшихся от ужина», а также члены Союза молодежи (комсомольцы).

Естественно, что первоочередной задачей организаторов являлось привлечение в ряды работавших беспартийных, составлявших большинство населения, но внимания требовали и коммунисты, не принимавшие участия в «коммунистических» субботниках. Для исправления этого положения уже в сентябре 1919 г. горкомом партии было принято решение «считать эти субботники обязательными для всех членов партии. Неучастие в них, как и всякое другое дело, как и другие партийные обязанности, будет караться как нарушение партийной дисциплины. Не принимающие участия исключаются из партии, и от них не принимаются членские взносы».

С октября 1919 года в практике «сверхурочного бесплатного труда» наряду с «субботниками» появляются и «воскресники». На одном из заседаний горкома РКП(б) «по вопросу «о коммунистических субботниках» было постановлено: ввиду того, что теперь темнеет очень рано, и что остается очень мало времени для работ по субботам в вечерние часы, перенести субботники на воскресенье и производить их еженедельно по воскресеньям с 10 до 2 часов. Там, где работы могут производиться при искусственном освещении, там решено по-прежнему производить их по субботам».

В октябре 1919 г. при горкоме партии было создано Центральное бюро субботников, с появлением которого в организации бесплатного труда появляется «денежный след». Согласно инструкции, в Центральное бюро субботников «поступают заблаговременно из заинтересованных предприятий и учреждений сведения о производстве необходимых работ», бюро «сосредотачивает сведения о наличии имеющейся в районах рабочей силы», «контролирует и учитывает произведенные работы, организует материальное обслуживание субботников. Оплата труда предприятиями и учреждениями производится по тарифам, вносится в Фонд субботников, и поступает для детского питания семей красноармейцев, питания семей красноармейцев и подарков красноармейцам».

А в ноябре 1919 года в «Коммуне» появляется статья «Настоящее и будущее субботников», в которой подвергается сомнению один их краеугольных камней «субботнего труда» – его добровольность. «В субботниках пока что принимают участие лишь коммунисты, да и те немногие чуткие люди, которые поняли все значение субботников, а широкая народная масса стоит от них в стороне, потому что не прониклась их величием, не поняла их смысла. Субботники разовьются лишь тогда, когда захватят в себя широчайшие народные массы. Каким же путем будет эволюционировать субботник, как он достигнет своего полного развития?

У нас в прошлом есть достаточно примеров того, как организация добровольчества превращалась в организацию принуждения во имя общей великой цели. Субботник представляет собой организацию добровольчества, но он неизбежно должен превратиться в организацию принуждения во имя великой цели быстрого продвижения коммунизма. Все говорит за то, что истощенную Советскую Россию можно укрепить только героическими мерами, самыми напряженными усилиями. Субботники показывают нам путь, которым наша трудовая Республика может быть укреплена. Так неужели мы во имя догмы чистого добровольчества откажемся принять принудительность во имя коммунизма? Нет! Субботники уже стали обязательными «в порядке партийной дисциплины». Пока что «порядок» распространяется только на коммунистов, но придет время, когда он покроет всех способных трудиться».

В декабре 1919 г. председателем Самарского городского комитета РКП(б) М. Хатаевичем были подведены первые итоги субботников в Самаре. «За 16 коммунистических субботников, в которых, в общей сложности, приняло участие свыше 18 тысяч человек, и в течение которых было затрачено свыше 40 тысяч рабочих часов, была проделана огромная работа. Одних дров было выгружено из баржей и погружено в вагоны около 8 тысяч погонных саженей. Всякого рода тяжестей и грузов перенесено и погружено свыше 70 тысяч пудов, не говоря уже о всякой другой работе. Эта работа не была бы сделана, если бы не коммунистические субботники».

Важнейшей вехой в развитии этого движения стало проведение 1 мая 1920 г. Первого Всероссийского коммунистического субботника. «Президиум ВЦИК постановил: превратить 1 Мая в грандиозный Всероссийский коммунистический субботник. В этот день все население призывается к труду. В первую очередь должна быть проведена очистка городов, расчистка путей, ремонт путей и т. д. Если обстоятельства позволят, то желательно приурочить к 1 мая закладку народных домов, столовых, рабочих городков, узких колеек и т. д. с тем, чтобы после 1 Мая работа продолжалась либо в порядке коммунистических субботников, либо обычным путем. Первомайский субботник будет проходить под звуки летучих концертов, хоров, оркестров». В Самаре, помимо «взрослого» Всероссийского коммунистического субботника, 2 мая был проведен и «День детского труда», во время которого силами детей была проведена уборка и высажены деревья в садах города.

С тех пор вот уже более 100 лет в нашей стране весной проводятся массовые субботники, которые, потеряв свое коммунистическое обоснование, сохранили традицию общественного труда на общие нужды.

 

29 апреля 2021


К списку статей

Наверх

Корзина