ЯМА НЕ ПО ГОСТУ: ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
Получив какие-либо повреждения машины из-за состояния дороги, автомобилисты, не имеющие каско, обычно грустно подсчитывают, сколько им будет стоить ремонт. Редко кто пытается требовать возмещение с дорожников, а зря. Определение ВС, включенное в очередной Обзор судебной практики за 2018 г., поддерживает автовладельцев в их праве взыскать ущерб с организации, ответственной за соответствующий участок дорожного покрытия.
Некоторые дефекты разрешены
Определенные недостатки в дорожном покрытии допускаются ГОСТом. Поэтому если ваша машина пострадала из-за такого дефекта, то на возмещение вреда можно не рассчитывать. Вот действующие требования к дорожному покрытию.
Недостатки |
Требования ГОСТа |
Ямы, просадки, выбоины и т.п. |
Не более 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине <1> |
Отклонение крышки люка смотрового колодца |
Не более 2 см относительно уровня покрытия <2> |
Отклонение решетки дождеприемника |
Не более 3 см относительно уровня лотка <3> |
Но если дефект дорожного покрытия превышает допустимые ГОСТом значения, то вы имеете полное право требовать компенсацию причиненного ущерба от дорожной организации <4>. Отметим, что сегодня это может быть и частная компания, заключившая контракт с госструктурой на обслуживание участка дороги <5>.
Водитель сам виноват?
По правилам ГК, вред не возмещается, если он возник вследствие умысла потерпевшего. А если грубая неосторожность последнего способствовала увеличению вреда, то ущерб возмещается в меньшем размере <6>.
Эти нормы нередко становятся причиной отказа гражданам, когда они пытаются судиться с дорожниками.
Так, автовладелец подал в суд на муниципальное управление автомобильных дорог и потребовал возместить ему более 800 000 руб. ущерба. Его "Мерседес" пострадал при попадании на дороге в выбоину внушительных размеров (длина - 15,3 м, ширина 1,8 м, глубина - 0,26 м).
Судьи двух инстанций согласились, что причиной ущерба была дорожная яма, не соответствующая ГОСТу. Однако в возмещении отказали, поскольку не было данных:
- о скорости движения водителя (то есть не было доказано, что водитель не нарушал ПДД);
- о том, была ли у водителя возможность вовремя заметить яму и, таким образом, избежать повреждений.
Справка
Водитель обязан управлять машиной с разрешенной скоростью, учитывать интенсивность движения, особенности и состояние машины, дорожные условия и погоду. При возникновении опасности водитель должен снижать скорость вплоть до полной остановки <7>.
Кроме того, не была проведена назначенная судом оценочная экспертиза по определению размера ущерба, поскольку к тому моменту разбитую машину уже продали третьему лицу.
Но Верховный суд, до которого дошел настойчивый гражданин, вернул дело на новое рассмотрение, указав, что отказ был неправомерен <8>.
Доказывать нарушения водителя должны дорожники
Как разъяснил ВС, доказывать умысел или грубую неосторожность водителя, содействовавшие возникновению или увеличению вреда, должен сам причинитель вреда, то есть дорожная компания <9>. А суды почему-то хотели, чтобы отсутствие виновных действий подтвердил водитель.
Поскольку дорожники доказательств вины водителя не представили, отказывать в возмещении было нельзя. Что касается оценки, то в суд было представлено заключение независимой технической экспертизы о размере ущерба - и этого достаточно. Как отметил ВС, его должны были принять как письменное доказательство <10>.
Отметим, что в других делах ВС заступался за водителей даже в случаях, когда их обвиняли в невнимательности, указывая, что они могли бы снизить скорость и в результате избежать наезда на препятствие. Позиция ВС, в частности, состоит в следующем <11>:
- независимо от скоростного режима автомобиля состояние проезжей части должно отвечать требованиям ГОСТа и условиям обеспечения безопасности движения;
- если было доказано превышение скорости, то суд должен установить, как это превышение повлияло на причинение вреда;
- если суд считает, что водитель мог заметить дорожный недостаток, то должен указать, какую степень осмотрительности должен был проявить водитель и какие разумные меры предосторожности предпринять, чтобы успеть объехать яму, открытый люк и прочее.
Предположим, вы влетели в дорожную яму на своей машине и это привело к повреждениям автомобиля. Если вы собираетесь требовать возмещения ущерба, то вам необходимо:
- получить справку о ДТП. Отметим, что таковым считается любое событие на дороге, приведшее к повреждениям автомобиля <12>. Поэтому сразу вызовите ГИБДД и проследите, чтобы инспектор зафиксировал при составлении документов размеры ямы, повреждения автомобиля, отсутствие ограждений и предупреждающих знаков, а также другие важные детали;
- взять контакты свидетелей, самостоятельно сделать замеры, фото- и видеосъемку с разных ракурсов;
- узнать адрес организации, ответственной за состояние дороги. Его могут подсказать в ГИБДД или в местных органах власти;
- заказать независимую техническую экспертизу для оценки размера ущерба. Пригласите присутствовать на ней представителя дорожной организации, направив ему заказное письмо с уведомлением. Придет он или нет, не имеет значения;
- обратиться в дорожную организацию с требованием о возмещении убытков - также заказным письмом. Это не обязательный этап, но если дорожники согласятся заплатить добровольно, вам не придется судиться;
- подать иск в суд по месту нахождения дорожной организации либо ее филиала, если в его ведении находится состояние дороги <13>. В иске обязательно сошлитесь на приведенные позиции Верховного суда.
Справка
За несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог предусмотрены штрафы <14>:
- в общем случае - 200 000 - 300 000 руб. для компании, 20 000 - 30 000 руб. для руководителя;
- если в результате происшествия был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью водителя (иного гражданина) - 400 000 - 500 000 руб. для компании, 50 000 - 100 000 руб. для руководителя.
* * *
Для решения вашего вопроса в суде непринципиально, оштрафовали дорожников за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог или нет <15>. Однако лучше, чтобы их вина подтверждалась протоколом об административном нарушении.
По идее, ГИБДД должна заводить дело об административном нарушении просто по факту обнаружения на дороге дефекта, превышающего разрешенные размеры <16>.
Но для надежности вы можете самостоятельно подать жалобу инспектору ГИБДД и потребовать привлечь виновных лиц к ответственности.
Жаловаться на обнаруженные дорожные недостатки имеет смысл и в тех случаях, когда с вашей машиной ничего не случалось. Сделать это можно, в частности, через Интернет на сайтах:
- ГИБДД: https://гибдд.рф -> Контакты -> Направить обращение;
- Генеральной прокуратуры: https://genproc.gov.ru/ -> Интернет-приемная.
<1> п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.
<2> п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93.
<3> п. 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93.
<4> п. 2 ст. 12 Закона от 10.12.95 N 196-ФЗ; ст. 1064 ГК РФ.
<5> Постановление ВС от 13.04.2018 N 9-АД18-5.
<6> пп. 1, 2 ст. 1083 ГК РФ.
<7> п. 10.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства от 23.10.93 N 1090.
<8> Определение ВС от 17.10.2017 N 18-КГ17-166; п. 6 Обзора судебной практики ВС N 2 (2018), утв. Президиумом ВС 04.07.2018.
<9> п. 2 ст. 1064 ГК РФ.
<10> ст. 71 ГПК РФ.
<11> Определения ВС от 11.05.2018 N 9-КГ18-3, от 10.04.2018 N 74-КГ18-1.
<12> п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства от 23.10.93 N 1090.
<13> ст. 28, ч. 2 ст. 29 ГПК РФ.
<14> ст. 12.34 КоАП РФ.
<15> ст. 12.34 КоАП РФ.
<16> п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
М.Г. Мошкович
Старший юрист
18 сентября 2018
Теги: Судебная практика