ЗА ВЗЫСКАННЫМ - СРАЗУ В СУД. КОГДА ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕОБЯЗАТЕЛЕН

ЗА ВЗЫСКАННЫМ - СРАЗУ В СУД. КОГДА ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕОБЯЗАТЕЛЕН

Не при всех обращениях в арбитражный суд для налогоплательщика обязательна досудебная процедура. Верховный Суд указал, что без нее можно обойтись при излишнем взыскании налоговых платежей.

 

16 июня Верховный Суд РФ вынес Определение N 307-ЭС19-23989, в котором напомнил нижестоящим инстанциям о том, что НК РФ не содержит специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров по искам налогоплательщиков о возврате сумм налогов. Денежные средства, списанные с банковского счета налогоплательщика во исполнение решений налогового органа, являются взысканными, а в силу подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ в случае излишнего взыскания налогоплательщик вправе требовать возврата соответствующих сумм из бюджета.

Верховный Суд указал, что, в отличие от излишней уплаты налоговых платежей, допускаемой, как правило, из-за ошибочных действий самого плательщика, в случае излишнего их взыскания в связи с принятием налоговым органом незаконных решений, совершением незаконных действий (бездействия) права налогоплательщика нарушаются самим фактом взыскания, что в соответствии со ст. 46 Конституции и ч. 1 ст. 4 АПК является основанием для обращения в суд за восстановлением нарушенного права.

"При этом Налоговый кодекс не содержит специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров по искам налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа. В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса досудебный (административный) порядок урегулирования споров предусмотрен только для случаев обращения налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительными актов ненормативного характера, действий (бездействия) налоговых органов", - обратил внимание ВС РФ.

Суд указал, что по указанной причине в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Верховный Суд сослался на п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016), утвержденного Президиумом 19 октября 2016 г., и указал, что судебная практика исходит из того, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними.

Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права. В случае когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания его недействительным.

Верховный Суд отметил, что приведенные правовые позиции сохраняют актуальность и после принятия Закона, которым были внесены изменения в п. 3 ст. 79 НК РФ. Он указал, что ст. 79 НК РФ регламентирует административный порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а не порядок обращения в суд. Согласно п. 3 данной статьи в ее новой редакции заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

При этом, как заметил суд, в новой редакции статьи отсутствует указание о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога только при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса о возврате излишне взысканных сумм.

Верховный Суд указал, что применительно к правовым позициям, изложенным в Постановлении КС РФ от 23 мая 2013 г. N 11-П, Постановлении Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. N 1009/11, установление в законе обязательного досудебного порядка рассмотрения спора является административным барьером для доступа к правосудию. Соответственно, наличие такого барьера должно четко и однозначно следовать из законодательства и практики его применения. "Поэтому положения п. 3 ст. 79 НК РФ (в новой редакции) нельзя расценивать как ухудшающие положение налогоплательщика и возлагающие на него дополнительные обязанности либо как ограничивающие его право на обращение в суд за защитой нарушенного права. Налогоплательщик не лишен права обратиться в суд с требованием о возврате суммы излишне взысканного налога (сбора, пеней, штрафа), минуя налоговый орган".

Исходя из п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 получается, что и обжаловать решения налогового органа по обеспечительным мерам можно без досудебного урегулирования, что позволит налогоплательщику более оперативно возвращать себе право пользования своим расчетным счетом.

 

В. Саськов

Директор

Ассоциации налоговых консультантов

Подписано в печать

28.08.2020

30 Октября 2020


К списку статей

Наверх

Корзина