«…Талантливый архитектор - милейший мой друг Александр Александрович Щербачев!»

На протяжении четверти века, с 1889 по 1912 годы, строительство нашего города было связано с именем архитектора Александра Александровича Щербачёва. Он относится к числу зодчих создавших архитектурных облик старой Самары. Десятки проектов жилых, общественных, промышленных и культовых зданий – таков творческий диапазон мастера. В его работах отразились различные архитектурные стили: русский стиль, эклектика, модерн, неоклассицизм.

А.А.Щербачев родился 2 марта (18 февраля по старому стилю) 1858 года в Москве в купеческой семье. В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880 году за ученический проект здания окружного суда он получил малую серебряную медаль. В этом же году Александр поступает в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение и оканчивает её в 1884 году с серебряной медалью. За годы учебы он принимал участие в различных конкурсных проектах и получал высокие награды.

В Самару А.А.Щербачева пригласил городской голова П.В.Алабин. 21 февраля 1889 года на должность городского архитектора определен «классный художник архитектуры II-й степени Щербачев». На этой должности он проработал 10 лет: с 21 февраля 1889 года по 30 декабря 1899 года. В обязанности городского архитектора входило составление проектов и смет различных построек, выдача разрешений на строительство, осуществление контроля за соблюдением строительного устава.

Самара на рубеже XIX - XX веков быстро застраивалась. Только за один летний сезон возводилось от 200 до 300 зданий. Главным объектом строительства являлся в это время Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади (ныне площадь Куйбышева) и А.А.Щербачев сразу же подключился к надзору за ходом строительных работ. Собор строился по проекту петербургского профессора архитектуры Э.И.Жибера. Но в ходе работ в проект вносились изменения. Так, в начале 1890-х годов А.А.Щербачёв выполнял пересчёт конструкции барабана главного купола. Известно, что Э.И.Жибер составил два проекта внутренней отделки храма с иконостасами. Самарская городская дума выбрала проект отделки в византийском стиле, но с условием, что избранный план будет осуществляться только в главных частях собора. Проект иконостаса для нижнего храма с престолом во имя Алексия Митрополита и три изразцовых иконостаса для верхнего храма с престолами во имя Воскресения Христа Спасителя, в честь Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца разработал А.А.Щербачёв. По его рисункам выполнялись все двери кафедрального собора. Именно занятостью на строительстве собора объясняется небольшое количество зданий, спроектированных им за первые пять лет работы в Самаре. 

В это время произошли большие перемены и в его личной жизни. Осенью 1889 года Александр Александрович обвенчался с дочерью самарского городского головы П.В. Алабина. Александра родилась в Вятке 20 февраля 1866 года. Она окончила Самарскую женскую гимназию. Участвовала в организации благотворительных концертов и спектаклей. Позднее Александра Петровна занималась искусствоведением и написала несколько работ по истории и теории искусства. В 1890 году у них родился сын Петр. Семья Щербачева жила на ул. Казанской (ныне ул. А.Толстого, 29). Позднее здесь А.А.Щербачёв открыл свою частную мастерскую.

Первой самостоятельной работой архитектора в городе была небольшая часовня митрополита Алексия на берегу Волги (ул. М. Горького под Пионерским спуском). В 1888 году в России отмечали 900-летнюю годовщину крещения Руси. Самарское городское общество решило, по этому случаю, приступить к постройке часовни во имя святителя Алексия. В день торжества 900-летней годовщины крещения Руси, 15 июля 1888 года состоялась закладка фундамента часовни. В 1890 году часовня была построена и освящена. В советское время её разобрали. В июне 1998 года эта часовня вновь возведена у речного вокзала.

Позднее А.А.Щербачёв спроектировал часть построек Никольского мужского монастыря, от которого осталась лишь арка въездных работ на ул. Осипенко, и церковь во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови (ул. Чапаевская, 136).

Одним из первых крупных частных заказчиков А.А.Щербачева стал купец Д.Е. Челышов. Для него были построены два трехэтажных доходных дома, баня, церковь и особняк. Среди них особый интерес представляют доходные дома на ул. Фрунзе, 56 и Красноармейской, 60, построенные в «русском стиле». Это был новый тип жилого многоквартирного дома, в котором селились учителя, врачи, инженеры, банковские служащие, юристы. 

На средства самарских купцов в городе строились благотворительные учреждения: богадельни, больницы, приюты. В 1898 году Александр Александрович составил проект кирилловского ночлежного дома (ул. Пионерская, 84).

После ухода А.А.Щербачева с государственной службы основной темой его работ стал частный особняк, что способствовало истинному раскрытию таланта мастера. Наш город до сих пор украшают неповторимые по своему облику «щербачёвские» особняки: Бема (ул. Куйбышева, 85), Белоусова (ул. Куйбышева, 72), Шихобалова (ул. Венцика, 55), Клодта (ул. Куйбышева,139), Наумова (ул. Куйбышева, 151).

Наиболее примечательным в этом плане является особняк Александра Николаевича Наумова (1868-1950 гг.), Почетного гражданина Самары, губернского предводителя дворянства (1905 г.), члена Государственного Совета (1909 г.). Особняк был построен в 1899-1905 годах в стиле псевдоренессанс. Он сразу стал украшением города, местной достопримечательностью. Им любовались пассажиры с проходивших по Волге пароходов. А городские извозчики подвозили к дому заезжую публику, показывали его, как свою городскую гордость, выпрашивая у своих седоков дополнительные чаевые.

В Самарском государственном архиве сохранился проект дома, а воспоминания самого хозяина дают нам уникальную возможность познакомиться с уже утраченными интерьерами особняка. «Как описать ту красоту линий, всю гармоничность пропорций, которые выявил на деле с огромным художественным чутьем талантливый архитектор - милейший мой друг Александр Александрович Щербачев!» - писал Александр Николаевич. «Главный секрет заключался в том, что, вопреки всяческим запугиваниям и отговариваниям, весь передний фасад дома был выложен из жигулевского камня, некоторое же части его, как например, колоннады на парадном подъезде, высекались из цельных колоссальных глыб. Из того же камня, из которого сложен весь фасад, я велел сделать большой, в рост человека, камин для своего кабинета, отшлифовав его так же, как обычно это делалось для выделки мрамора. Получилось нечто исключительно красивое и импозантное, напоминавшее ценнейший материал далекой Италии».

Особняк соответствовал всем необходимым требованиям, чтобы использовать его для официальных приемов. В передней части дома располагались парадные помещения для больших торжеств и балов (гостиные, танцевальный зал, будуар, столовая), а личные покои хозяев находились в дворовой части здания. В подвальном этаже были устроены подсобные помещения: кухня, кладовые, винные погреба, швейцарская и комнаты для прислуги.

Необходимо отметить, что А.А.Щербачёв не только составлял проекты, но и с большой требовательностью относился к выполнению строительных работ, сам осуществлял авторский надзор, добивался точного исполнения задуманного проекта. Так, под его руководством в 1906 году был построен самарский костел. 

А.А.Щербачев был известен и как автор проектов промышленных сооружений, банков и учебных заведений. В 1898 году он спроектировал кузницу для Жигулевского пивоваренного завода, в 1902 году мельницу для купцов Стройкова и Якимовых, в 1897 – 1902 годах – здание Государственного банка (ул. Куйбышева, 112), в 1898 году здание мужской гимназии (ул. Галактионовская, 141), в 1910 году вторую женскую гимназию (ул. Молодогвардейская, 169).

Последней его работой стал комплекс зданий духовного училища на ул. Молодогвардейской. Александр Александрович Щербачев умер 10 апреля 1912 года. Похоронен на кладбище Иверского женского монастыря. В наследство от него осталось более тридцати разнообразных зданий, прекрасных образцов градостроительных шедевров дореволюционной Самары, до сих пор украшающих наш город.

Удивительная любовь к искусству, творческое горение А.А.Щербачёва передались его сыну Петру. Окончив Самарское реальное училище, Петр Александрович уезжает продолжать свое образование в Москву, в высшее училище живописи, ваяния и зодчества. Накануне первой мировой войны П.А.Щербачёв едет за границу в Грецию, Италию, Австрию, Францию, где изучает образцы классической архитектуры. После окончания училища в 1915 году он служил в Самарской городской управе помощником городского архитектора, затем – в Гидрографическом управлении в Минске. С 1920 года до выхода на пенсию в 1956 году работал в Куйбышеве архитектором в управлении Самаро-Златоустовской железной дороги, занимал руководящие должности в строительных и архитектурных организациях города. 19 января 1926 года у Петра Александровича и его жены Таисии Ивановны родился сын Артемий.

По проектам П.А.Щербачёва построено и реконструировано свыше 80 зданий, украсивших наш город. На Комсомольской площади, у вокзала, высится величественное здание управления железной дороги. Оно было спроектировано П.А.Щербачёвым в 1923 году и является первым зданием в Самаре, построенным при советской власти.

Наиболее выдающимися его работами являются: ДКА (Окружной Дом офицеров) (1930 – 1932 гг.), Дом сельского хозяйства (1933 г.), штаб ПриВО (1930-е гг.), Дом начсостава ПриВО (1937 г.), надгробный памятник генерал-майору И.Д.Рыбинскому (1945 г.), удостоенный 1-й премии на конкурсе; привокзальный Крытый рынок (1954 – 1955 гг.).

По воспоминаниям коллеги Петра Александровича архитектора Калерии Ивановны Яценко, П.А.Щербачёв всегда лично руководил строительством спроектированных им зданий. «Помню, как он забирался на строящийся Крытый рынок, и сбивал молоточком неправильно сделанные детали. Он был воплощением напряженной творческой работы – работал увлеченно, забывая обо всем в густо прокуренном помещении. Главную идею будущего здания он всегда вынашивал сам, а разработку деталей доверял помощникам».

П.А.Щербачёв скончался 26 июня 1967 года в г. Куйбышеве. 1 ноября 2005 года в честь 115-летия со дня рождения Петра Александровича Щербачёва по инициативе СОИКМ им. П.В.Алабина и при финансовой поддержке Министерства культуры и молодежной политики Самарской области состоялось открытие мемориального семейного захоронения.

В рамках проекта «Палитра памяти» были установлены новые памятники и благоустроено пришедшее в упадок семейное захоронение Щербачёвых на городском кладбище. Здесь находятся могилы Александры Петровны (Алабиной) Щербачёвой (20 февраля 1866 – 11 августа 1943), Петра Александровича Щербачёва (17 июля 1890 – 26 июня 1967), его жены Таисии Ивановны Щербачёвой (23 мая 1890 – 12 декабря 1962) и сына Артемия Петровича Щербачёва (19 января 1926 – 7 апреля 1980). Восстановление достойного памятника этим людям – является примером бережного отношения к нашему прошлому.

Ирина Крамарева
СОИКМ им. ПВ. Алабина.

21 Февраля 2018


К списку статей

Наверх

Корзина