100-ЛЕТИЮ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

«Достойно отпразднуем память Ильича…»

22 января 1924 года не стало В. И. Ульянова-Ленина и с этого времени в течение 30 с лишним лет в советском календаре 22 января отмечался как «день памяти Ленина и 9 января 1905 года» и был нерабочим днем. День 9 января после перехода России на григорианский календарь стал 22 января и в 1924г. отмечался именно этот праздник. В Самаре в этот день проходили лекции и доклады, «публичный суд над Гапоном», во всех клубах были организованы «митинги на тему «Кровавое воскресенье 9 января».

23 января в газете «Коммуна» было опубликовано известие о смерти В. И. Ленина и многочисленные «отклики в Самаре»: « У работников Нарсвязи. 22 января члены союза Нарсвязи собрались прослушать инсценировку «Суд над Гапоном». По окончании суда было получено скорбное известие о смерти В. И. Ленина. Товарищ, сообщивший эту весть, не мог сдержать волнения и говорил сквозь слезы. Похоронный марш многие пели со слезами на глазах, плакали открыто. Намеченную широкую программу вечера сократили. Пропев похоронный марш, разошлись».

«В 5 часов вечера 23 января к театру Драмком (городской театр) со всех концов города двигались с черными и красными в трауре знаменами колонны юных ленинцев. Около полутора тысяч пионеров разместились в битком набитом зале. Ровно в 5 часов собрание открывается. Тов. Зак оглашает телеграмму о смерти Ильича и предлагает спеть похоронный марш. В понятном и простом докладе тов. Зак осветил пионерам всю важность положения и сказал, что отныне каждый пионер должен учиться стать достойным последователем Ленина и с гордостью носить звание юного ленинца. Доклад покрыт бурными аплодисментами. После доклада оглашается стихотворение вожака отряда Ершова «На смерть Ильичу».

«Рабочие кожзаводов №№ 1 и 2 заявили: «Пусть смерть тов. Ленина еще больше усилит наши ряды. Теснее сплотимся вокруг РКП и до конца доведем то дело, за которое боролся Ильич!» Рабочие вынесли пожелание, чтобы немедленно было приступлено в Самаре к оборудованию памятника тов. Ленину, на что они готовы отчислить из своего заработка». «Собрание строительных рабочих в количестве 450 человек заявило: «Мы клянемся довести до конца то дело, за которое боролся и умер наш Ильич». Выступавший беспартийный рабочий тов. Бобков заявил: «Башку отрубим тому, кто выступит против наших октябрьских завоеваний!»

С 25 января в Самаре началась организация траурных мероприятий. В «Коммуне» был опубликован приказ губисполкома, гласивший: «В день похорон председателя Совнаркома СССР, вождя русской революции тов. Ленина в субботу 26 января назначается траурная демонстрация, а потому все учреждения, предприятия и торговые заведения города Самары должны закончить работу в этот день в 12 часов».

«Самарский губком РКП(б), губисполком, губпрофсовет и Пуокр ПриВО призывают всех трудящихся г. Самары отдать последний долг Великому Вождю российского и мирового пролетариата В.И. Ульянову-Ленину путем организованного участия в демонстрации 26 января в день похорон В. И. Ленина. Все рабочие и служащие собираются по своим предприятиям, и, имея во главе выборных руководителей, следуют на Вокзальную площадь. Дети детских домов, а также учащиеся в школах и пионеры (кроме старших пионеров – Г.Г.) в виду холодной погоды не участвуют в демонстрации. После кратких митингов с Вокзальной площади группы демонстрантов направляются по Красноармейской улице до Соборной (совр. Молодогвардейская), а затем по Соборной площади, по Почтовой проходят мимо здания губисполкома, затем мимо гортеатра идут на Советскую улицу (совр. Куйбышева), по которой мимо здания губкома РКП следуют на площадь Революции, оттуда расходятся по домам или к своим частям. В 8 часов вечера во всех клубах состоятся вечера, посвященные памяти В.И. Ленина, на которые приглашаются трудящиеся и красноармейцы г. Самары».

Однако, 26 января в день предполагаемых похорон «Коммуна» сообщила, что «ввиду того, что похороны В. И. Ленина перенесены на воскресенье 27 января, траурная демонстрация переносится на тот же день. В воскресенье в час похорон В.И. Ульянова-Ленина будет отдан орудийный салют (101 выстрел)». В корреспонденции из Москвы сообщалось, что «Ленин будет похоронен на Красной площади между Каменной трибуной и статуей рабочего (в сети Интернет сохранились фотографии – Г.Г.). Начались работы по рытью могилы, по сооружению временного деревянного мавзолея, который впоследствии будет заменен фундаментальным сооружением». С 26 же января в стране началась волна наименований и переименований в честь В.И. Ленина. В Самаре одними из первых с подобной просьбой выступили студенты самарского рабфака: «В память о великом вожде мирового пролетариата мы просим ВЦИК и Наркомпрос разрешить нам именовать самарский рабочий факультет именем В. И. Ленина».

На экстренном заседании Самарского горсовета, состоявшемся 26 января, было озвучено следующее предложение: «Лучшим памятником тов. Ленину будет организация в Самаре Дома крестьянина, ибо одной из самых центральных идей Владимира Ильича было укрепление связи рабочих и крестьян. Губисполком на Дом крестьянина ассигновал 5 тысяч рублей золотом, местная организация РКП – 3 тыс. рублей и Управление железной дороги – 1 тыс. рублей. Тов. Лычев от губсоюза сообщает об отпуске для этой цели 5 тыс. рублей». К следующей годовщине смерти В.И. Ленина Дом крестьянина уже принимал своих постояльцев.

27 января газета «Коммуна» сообщает о том, как прошла в Самаре траурная демонстрация в день похорон В.И. Ленина: «Сегодня от мала до велика, дети и взрослые, рабочие и крестьяне, пришедшие из глухих деревень, маршируют под черными знаменами. День морозный и ветреный, но ничто не смущает народ. Движется людская волна беспрерывной цепью с развевающимися траурными стягами. Тающие в воздухе звуки похоронного марша, глубоко в сердце проникающие речи ораторов, угрюмые, серьезные лица – все это создает неизгладимое впечатление. И у всех одна мысль: «Сегодня Ильич уходит в могилу». Вот группа крестьян: в крестьянских глубоких морщинах тяжелая дума. В руках знамя, а на нем простецкое: «Ильич! Мы будем делать так, как ты сказал». За ними длинная вереница детей. В голубых, таких же, как чистый снег, глазах любовная жалостливость: «Мы идем на смену соратникам Ильича!» А за ними длинная, бесконечная цепь рабочих с десятками траурных знамен: «Ильич умер - значит, больше сплоченности, выдержки, железной дисциплины» - красуется на них». Твердой поступью, правильными колоннами маршируют курсанты, за ними – эскадроны кавалеристов. И опять рабочие, студенты, дети…»

В тот же день «по распоряжению Наркомпочтеля ровно в 16 часов по всем телеграфным аппаратам и радио послан сигнал: «Встаньте! Товарища Ильича опускают в могилу». В 16 часов 4 минуты посылается сигнал: «Ленин умер - ленинизм живет». Именно в эти минуты на Красной площади «Сталин, Зиновьев, Каменев, Молотов, Бухарин, Рудзутак, Томский и Дзержинский поднимают гроб и следуют прямо к склепу. Внесшие гроб остаются в склепе 10 минут».

Однако, как мы знаем, похороны не состоялись и на следующий день населению предстояло узнать, что прощание с Ильичем было преждевременным. В газете появилась небольшая заметка, в которой патологоанатом А. Абрикосов объяснял, что «для сохранения в нетленном состоянии тела Владимира Ильича было много набальзамировано. Через аорту, являющуюся главным из сосудов в кровеносной системе человека, в тело Ленина была введена особым давлением жидкость в количестве 6 литров, вытеснившая кровь и заполнившая кровеносные сосуды и сети тканей. Жидкость эта – раствор формалина с прибавлением спирта и глицерина». Так осталось жить не только дело, но и тело В. И. Ленина. Как отнеслось население к этому достаточно шокирующему факту, нам, к сожалению, неизвестно.

А тем временем в Самаре продолжала свою работу созданная в январские дни 1924г. комиссия по увековечиванию памяти В.И. Ленина. Уже 28 января было принято решение о сооружении на пл. Революции памятника В. И. Ленину, о переименовании площади Революции в «площадь Революции имени Ленина» и переименовании одной из улиц Самары, «где жил тов. Ленин», в улицу имени Ленина, причем комиссии было поручено «выяснить, на какой улице в Самаре жил тов. Ленин, чтобы именно ту улицу и назвать его именем». К январю 1925г. было «точно установлено одно место, где жил Ленин в Самаре – на углу Рабочей и Крестьянской улиц, где сейчас помещается библиотека. Существует предположение, что В. И. Ленин проживал еще в двух домах, но точных данных об этом не имеется».

Свою лепту в увековечивание памяти В. И. Ленина внесли и работники самарского трамвайного парка. 3 февраля 1924г. руководством парка было принято решение о выпуске на линию трамвайного «вагона с именем «Ильич». Для этого было необходимо «отремонтировать полукапитальным ремонтом один вагон, взятый с кладбища трамвая. Работникам, которым будет поручен ремонт вагона, напрячь все усилия и проявить максимум энергии для экономии расходов, а также и для скорейшего окончания ремонта, каковой закончить не позднее 25 апреля. В вагоне, предназначенном к выпуску на линию с именем Ильича, изменить освещение, потолок и бока в вагоне заполнить плакатами и надписями, над дверьми вывесить портрет товарища Ленина, наружную окраску вагона изменить и сделать траурную, номер вагона заменить надписью «21 января 1924 года», надпись «Вход и выход во время движения воспрещается» заменить надписью «Работники трамвая - товарищу Ленину», гербы заменить портретами товарища Ленина. Везде, где только можно, расписать изречениями и лозунгами тов. Ленина, маршрутные круги заменить портретами т. Ленина, освещая их сигнальными фонарями. Принять все меры к тому, чтобы выпущенный вагон воплотил дух Великого вождя тов. Ленина».

Еще один из примеров увековечивания памяти В.И. Ленина нам удалось обнаружить в траурном номере журнала «Крокодил» (№ 3 февраль 1924 г.), где был опубликован «Заговор от всех болезней», «записанный «в селе Виловатое Самарской губернии со слов солдатки Марьи Васильевны Недобежкиной 24-х лет, сочинившей заговор вместе со своим братом Никитой 19 лет.

С северу море, с югу море, с западу, с востоку долы,

а в середине – город Москва.

Во этом городе Ленин и Троцкий.

Как у Троцкого виски длинны жесткие,

А у Ленина голова ясная, как солнышко.

Стоят они на высокой башне,

Держат в руках пистолеты стальные,

Смотрят во все стороны, приглядывают,

Нет ли где неприятелей.

Как в морях вода взбаламутилась,

Как враги-неприятели зубами скрипят,

Французы - тонкопузы, англичане - колчане,

И белые, и желтые, и бурые, и синие,

Вся пакость, вся нечисть, вся подлечесть.

Охота им Россию сглотнуть, Охота им царя поставить,

Охота им кровь крестьянскую пить.

А Ленин как мигнет, а Троцкий как пальнет,

А войско красное, российское как крикнет, как зыкнет,

И никто из неприятелей не пикнет.

Вы не лезьте ко мне, боли и хвори, головные и ножные,

Животные и спинные.

Отриньте, отзыньте, как неприятели заграничные.

Ты, голова моя – Ленин, ты, кровь моя – Армия Красная,

Спасите, сохраните меня от всякой боли и хвори,

От всякой болезни и недуга».

Галыгина Г.В. главный специалист отдела использования архивных документов ЦГАСО.

17 июля 2018


К списку статей

Наверх

Корзина