АЛЕКСЕЙ РОСОВСКИЙ «МОЙ ФУТБОЛ»
В своей книге «О времени и о себе» А. А. Росовский, с 1964 по 1982 гг. занимавший пост председателя Куйбышевского горисполкома, так рассказывал о «футбольных страницах» своей жизни.
«Мои воспоминания были бы неполными, если бы я не рассказал о своем отношении к футболу. В суровое военное время этот вид спорта в Куйбышеве не умер, игры продолжались даже в первые месяцы войны. Город всегда считался «футбольным», но с эвакуацией крупных авиационных заводов из Москвы и Воронежа футбол обрел здесь новое дыхание. Ребята, игравшие в него до войны, при всех трудностях военного времени не могли «отложить» мяч до Победы».
О своем знакомстве с куйбышевским футболом А. А. Росовский вспоминал: «Мы, 16 молодых специалистов – выпускников Сумского техникума химического машиностроения, получивших распределение в Куйбышев на авиационные заводы, 9 июля 1941 г. выехали из Сум в Харьков, чтобы оттуда отправится в город на Волге. В Куйбышев приехали 19 июля к вечеру. Нас никто не встречал. Более того, в справочное бюро на площади Революции, но оно оказалось уже закрытым и пришлось провести ночь на привокзальной площади. А я, так как был заядлым болельщиком, пошел на стадион «Локомотив» смотреть футбольный матч».
Впоследствии судьба связала А. Росовского с куйбышевскими «Крыльями»: «В Куйбышеве, когда я работал на заводе «Прогресс», в марте 1942 г. в цехах были вывешены объявления: «Ребята, игравшие до войны в футбол, приглашаются на организационное собрание в комитет комсомола». Я, конечно, пошел и до 1947 года играл за заводскую команду «Маяк». Были созданы команды и на других предприятиях, несмотря на то, что там, на Безымянке, в то время еще не было ни одного футбольного поля. В начале апреля 1942 г. областной комитет «Крылья Советов» собрал всех футболистов Безымянки на спортивной площадке 9-го ГПЗ на углу улиц Калинина и Физкультурной. Обсуждался вопрос участия в розыгрыше первенства и Кубка города. 2 мая на стадионе «Локомотив» состоялось открытие сезона, и прошел блиц-турнир с участием городских и безымянских команд. В местной печати их называли командами Игоря Садового, Виктора Новикова, Сергея Румянцева. В том же году состоялись и первые междугородные игры сборных команд авиационных предприятий Безымянки. Так, команда завода № 18 провела встречу с командой эвакуированного в Сызрань военного училища, а команда завода № 24 выезжала на игру в Башкирию, в город Черниковск под Уфой. Об этой встрече хочу рассказать подробнее.
В связи с развертыванием Всесоюзного социалистического соревнования среди предприятий оборонных отраслей промышленности Государственный комитет обороны учредил в 1942 г. переходящие Красные Знамена, вручавшиеся коллективам-победителям. Вручение проводилось представителями воинских частей на массовых митингах. На этот раз знамена ГКО получили коллективы Куйбышевского моторостроительного завода № 24 (директор М. С. Жезлов) и моторостроительного завода из Черниковска (директор В. П. Баландин). Руководители предприятий поздравили друг друга с завоеванием знамен и договорились померяться силами заводских футболистов. По приглашению В.П. Баландина куйбышевская команда полетела в Черниковск. М. С.Жезлов предложил капитану команды В.И.Новикову усилить заводскую команду за счет игроков других безымянских предприятий. Вратарем в эту сборную пригласили меня. В Черниковск поехали также И. Пукало с нашего завода и С. Румянцев с завода № 18. Этот матч мы выиграли со счетом 3:1. Ответная встреча состоялась на стадионе «Локомотив», но ее мы проиграли. В 1943 г. прошли еще два матча, один - в Черниковске, второй - в Куйбышеве. Были товарищеские встречи и с московской командой «Крылья Советов», в которых я также принимал участие. Игры именно этой сборной команды на базе завода № 24, за которую я сыграл шесть матчей, считаются первыми играми куйбышевской команды «Крылья Советов». В 1945 г. она была включена в розыгрыш на первенство Союза во второй группе, завоевав в 1946 году право выступать в первой группе.
В 1943 г. мы уже радовались успехам Советской Армии на фронте, в том числе на Курской дуге. Было ясно, что победа в Великой Отечественной войне будет за нами. В это время кому-то из наших заводских футболистов пришла в голову мысль съездить в Москву и сыграть товарищеский матч с командой авиационного завода № 30, созданного на производственных площадях бывшего завода № 1, эвакуированного в Куйбышев. Все ребята, за исключением меня, В. Майисакова из Смоленска и И. Пукало из Минска, были москвичи и, конечно, очень обрадовались возможности побывать в столице и увидеться с родными и близкими. Председатель завкома профсоюза Т. Е. Чернов попросил директора предприятия А. Т. Третьякова выписать нам командировки. Выехав 2 ноября поездом, приехали в Москву 7 ноября рано утром. Матч должен был состояться 8 ноября в 15 часов на стадионе «Юных пионеров», однако к утру навалило столько снегу, что об игре нельзя было и подумать. Правда, никто не расстроился. Главное, что осуществилось желание москвичей побывать в родном городе, увидеть родных, близких, знакомых.
Будучи уже председателем горисполкома, я неоднократно оказывал команде «Крылья Советов» помощь в решении социально-бытовых вопросов. Если «Крылья» выигрывали, то начальник команды Г. И. Фридлянд заходил ко мне, и мы решали проблемы обеспечения игроков жильем, машинами, мебельными гарнитурами. Конечно, сложнее всего обстоял вопрос с жильем. Для игроков, приглашенных из других городов, которые намеревались «осесть» в Куйбышеве, горисполком выделял несколько квартир в год. Если же требовалось улучшение жилищных условий футболистов, уже проживающих в городе, эти вопросы решали М. А. Елынин и П. П. Мочалов - директора заводов, на балансе которых находилась команда.
Приходилось решать и вопросы, связанные с укреплением спортивной базы команды и финансовой поддержкой игроков. Известно, что в советское время футбольные команды содержались на средства ВЦСПС. Для игроков была установлена единая сетка ставок. Но были также команды, находившиеся на содержании МВД, Минобороны, игрокам которых присваивались воинские звания вплоть до капитана. Поэтому в «Динамо», ЦСКА, СКА, ВВС оклады игроков были значительно выше, чем в профсоюзных командах. Удержать футболиста от перехода туда, где больше платили, было трудно. Руководство «Крыльев Советов» (старший тренер В. И. Карпов) не раз просило повысить оплату своим игрокам. Однажды перед началом нового футбольного сезона этот вопрос был поставлен на совещании в обкоме, которое проводил В. П. Орлов. Подобные вопросы в то время в партийных органах не обсуждались. В. П. Орлов, опустив голову, молчал. Ни слова не проронили и другие члены бюро обкома. Молчание затягивалось, и мне пришлось сказать Орлову: «Разрешите, я займусь этим вопросом». Он не среагировал: не запретил и не разрешил. На том совещание и закончилось. В приемной я предложил Г. И. Фридлянду дать мне список игроков, нуждающихся в доплате. В то время была установлена твердая ставка игроков высшей лиги - 240 руб. Руководство команды считало, что если бы удалось найти возможность доплаты еще рублей 70 - 80 в месяц, это бы решило вопрос. Получив список на 15 человек, я направился в горисполком и, попросив секретаря никого ко мне не пускать, стал по «вертушке» лично звонить директорам заводов с просьбой «устроить на работу» одного-двух игроков команды «Крылья Советов», зная, что работать там они не будут. Все безоговорочно согласились, кроме директора завода «Прогресс» А. Я. Линькова. Он сослался на то, что предприятие на бюджете, доходов мало, и отказался. Некоторые руководители предприятий потом упрекали меня: «Алексей Андреевич, по такому вопросу руководство команды само могло бы обратиться к нам. Вам негоже заниматься такой мелочью». Но я-то знал, что к директорам «почтовых ящиков» руководству команды попасть было практически невозможно. Кроме того, мой звонок «сверху» давал директору право идти на это, хоть и мелкое, но нарушение финансовой дисциплины. Потом в течение многих лет футболисты получали заводскую «премию» за игру в составе команды «Крылья Советов».
Приходилось идти и на нарушение действовавшего в те годы порядка финансирования строительства объектов физкультуры и спорта. В 1945 году, когда команда «Крылья Советов» была включена в розыгрыш первенства страны во второй группе, она практически не имела материальной базы. Руководство областного Совета профсоюзов выделило ей небольшой домик в составе дома отдыха «Ударник» рядом с Центральным парком культуры и отдыха, организовав там же, в столовой, питание футболистов. В ЦПКиО нашлась и площадка, на которой можно было проводить различные спортивные мероприятия для подготовки к очередным играм. Однако эти условия не отвечали необходимым требованиям организации тренировочного процесса. Не без участия обкома КПСС областному Совету профсоюзов было предложено передать команде базу для проката лыж, находившуюся в том же парке. К тому времени команда была уже передана металлургическому заводу (руководство авиационного завода большого интереса к ней не проявляло), директор которого, П. П. Мочалов, горячо взялся за дело. Он активно помогал в укреплении материальной базы команды «Крылья Советов», занимаясь этим очень обстоятельно: пристроил к лыжной базе проката небольшой зал, оборудовал спальные комнаты, столовую, лечебные кабинеты, построил баню с сауной, с помощью горзеленхоза благоустроил футбольное поле - и все это за счет завода. В таком виде база служила команде долго.
Однако московские инспектора продолжали требовать улучшений условий тренировочного процесса, лечения и отдыха игроков, хотя средств для этого не было. Все проблемы перекладывались на местные власти. Вскоре встал вопрос о строительстве нового спального корпуса. По всем действовавшим в те годы канонам надо было «пробивать» его через Госплан и правительство, но рассчитывать на центр не приходилось. Если бы я был равнодушен к этому виду спорта, вряд ли бы взялся за решение подобных вопросов, но я понимал, что футбол - игра народная, которую любит много людей, играя в заводских, районных, городских командах, либо «болея» у телевизоров или на стадионах.
Нельзя не отметить, что если бы не П. П. Мочалов и его горячее желание всемерно помогать футболу, вряд ли мы решили бы задачу постройки нового корпуса. Посоветовавшись с ним, мы пришли к следующему соглашению: горисполком финансирует строительство спального корпуса как пристроя к учреждению народного образования, а завод выполняет проектирование силами своего проектно-сметного бюро. Для того, чтобы открыть финансирование за счет средств народного образования, мы с согласия гороно, передали базу команды «Крылья Советов» на баланс Железнодорожного районо, зная заранее, что пользоваться новым зданием отдел народного образования не сможет. Так, обойдя существующие законы, металлургический завод с нашей помощью построил трехэтажный благоустроенный корпус, который в документации назывался «пристрой».
Будучи председателем горисполкома, я практически не пропустил ни одной игры нашей команды на стадионах «Динамо» и «Металлург». Иногда в составе попечительского совета вылетал и в другие города - Волгоград, Саратов, Сочи, Москву».
Публикацию подготовила Г.В. Галыгина.
#футбол #самарский футбол #советский футбол #«Динамо» #«Металлург» #самарские стадионы #спорт #советский спорт #российский спорт #тренировочный процесс #тренировка #мяч #футбольный мяч #заводской футбол #Алексей Россовский #заводская команда #футбольный матч #футбол Безымянки #футбол в Куйбышеве #«Крылья советов»
17 Июня 2018