БУДНИ САМАРСКОГО РАЗВЕДОЧНОГО БЮРО
После Февральской революции не только полиция получила новое название – милиция, но и сыскные отделения были переименованы в разведочные бюро. Однако будни сыщиков мало изменились – воры, грабители, мошенники и убийцы творили свои дела, невзирая на политические изменения в стране. Предлагаем вниманию наших читателей несколько историй из криминальной жизни Самары 1917 года.
4 мая
Вчера ночью во дворе дома № 66 по Николаевской улице (совр. Чапаевская) послышались звуки срываемых замков у кладовой Крашенинникова. Слышно было, как разговаривало несколько человек. Однако выйти к громилам никто не рискнул. Воры сломали два висячих и два внутренних замка, сорвали крышки с семи запертых сундуков и унесли несколько дорогих шуб, пальто, новую перину, подушку, много золота и других ценных вещей - всего на сумму около 4000 рублей. Нагрузившись огромными тюками награбленного пятеро громил вышли на улицу, но на первом же углу были замечены милиционером
– Куда идете?- спросил милиционер.
– На вокзал. Уезжаем - отвечали воры.
Однако «багаж» вызвал подозрение милиционера, который и попытался задержать «пассажиров». Громилы бросились бежать. Милиционер погнался за ними, но, видя, что громилы разбегаются, открыл стрельбу в воздух. Вскоре шайка была загнана в Песочный переулок. Патрули закрыли единственный вход в переулок и бросились за громилами, но последние рассыпались по дворам и скрылись. Время от времени были слышны торопливые шаги по крышам: воры перебирались в свои квартиры. Было произведено несколько безрезультатных выстрелов. Когда рассвело на улице и во дворах, а также на некоторых крышах была подобрана вся похищенная одежда стоимостью около 2,5 тыс. рублей. Золото и другие мелкие по размеру ценности скрывшиеся громилы унесли с собой.
6 июня
Вчера в час ночи, когда в штаб милиции позвонили об убийстве в саду, сильный наряд стражи направился для поимки убийцы, но вместо Струковского, где произошло убийство, был оцеплен один из Соборных садиков (совр. скверы на пл. Куйбышева). Это недоразумение было вызвано тем, что сообщавший об убийстве был сильно взволнован и не мог сказать, в каком именно саду произошло несчастье. Когда караул оцепил садик, то на углу Николаевской и садика был замечен неизвестный человек, несший какие-то тяжелые свертки. Его спросили:
– Что несешь?
– Хлеб! – ответил неизвестный, после чего положил свертки на землю и сел на них. Не удовлетворившись таким ответом, его попросили показать хлеб. Тогда, оставив свертки, неизвестный бросился бежать. Нард пустился в погоню. По убегавшему было сделано пять выстрелов, после чего он остановился и вместе со свертками был отправлен в милицию. Задержанный назвался Орловым-Демидовым, 32 лет. Вместо хлеба в узлах оказались пачки денег и вещей, только что похищенных их нового кафедрального собора. Чтобы проникнуть в собор громилы взошли на лестницу к дверям, выходящим в сторону Алексеевской улицы, и с площадки ее выбили стекло в окне. Очутившись во внутреннем коридоре храма, громилы продолжали работать уже спокойнее: здесь их увидеть никто не мог. Все окна из коридора в храм защищены огромными крепкими железными решетками. Но одна из них в 1905 году была перепилена вором, покушавшимся на ограбление храма. В то время вор перелез в коридор через это же окошко с лестницы, перепилил прут решетки и отогнул его, но влезть почему-то не мог. Тогда загнутый пруд был выправлен и оставлен.
Прошло 12 лет. Тот же самый или новый громила решил воспользоваться перепиленным прутом. Отогнув его, он проник в собор и произвел разгром всех мест, где предполагал найти деньги или ценности. Нужно сказать, что отверстие в железной решетке было не более 6 вершков в ширину и высоту. Как «пропихнул» себя в такую дыру взрослый человек – остается неизвестным. [Задержанный] сообщил, что его соучастником был его односельчанин, с которым он приехал из далекого села Симбирской губернии с единственной целью - ограбить самарский кафедральный собор.
15 июня
Разведочное бюро в ночь на 12 июня ликвидировало «предприятие» знаменитости с Самарской улицы Ольги Кузнецовой. Предприятие это именовалось чайной и закусочной, где находили себе приют представители самарского преступного мира. Налет агентов бюро был неожиданен для притоносодержательницы и ее гостей, и застал всех врасплох. К приходу агентов в чайной было 12 человек отборных специалистов по воровскому и взломщицкому делу. Были среди них и каторжане, недавно амнистированные, но попавшиеся вновь и успевшие бежать. Тут же были и задержаны. Обыск продолжался два часа и дал результаты. Найдены воровские инструменты: отмычки, буравчики и универсальные и «волшебные» ключи, посредством которых открываются без порчи и взлома самые прочные и сложные замки. Среди задержанных оказались лица, энергично разыскиваемые разведочным бюро за разные преступления. Вчера Ольга Кузнецова предстала перед административным судом по обвинению в содержании воровского притона и хранении воровских инструментов.
Кузнецова обратилась к председателю суда с жалобой на сыщиков нарушивших неприкосновенность ее жилища.
– Товарищ! Во имя свободы защитите меня от «шпиков»! – начала Ольга Кузнецова. Председатель энергично запротестовал против такого обращения к нему и отказался категорически от «товарищества» Ольги. Приговором административного суда Ольга Кузнецова приговорена к заключению в тюрьму на 6 месяцев.
24 июня
Вчера ночью была организована грандиозная облава на дезертиров и громил. Облава разбилась на две части. Первая происходила под руководством помощника начальника разведочного бюро А. П. Барынина и обошла ряд известных притонов. Задержано 50 громил, дезертиров и всякого рода темных личностей. Второй отряд под руководством поручика Хрунина в полночь оцепил войсками Струковский сад и произвел обход, которым задержано свыше 100 человек. Нужно сказать, что облава в Струковском саду дала далеко не полные результаты: этот сад превратился в последнее время в вертеп. Каждый вечер сюда собираются тысячи (?) громил, мелких жуликов, мошенников и продажных женщин. Всю ночь до солнца здесь идет разнузданное веселье: пьянство, карточная игра орлянка и разврат. Вчера же с 11 часов вечера сад внезапно опустел. Уголовное население его, очевидно осведомленное о предстоящей облаве, рассыпалось по всем концам города.
4 июля
2 июля содержатель чувячной мастерской А.С. Агонцов заявил разведочному бюро, что к тому явились два человека - черкес и солдат, которые под угрозой смерти требовали у него 500 руб. Вымогатели обещали вторично явиться за деньгами 3 июля. Разведочное бюро командировало к назначенному месту своего агента, который и задержал вымогателей. Во время пути в бюро один из задержанных сказал агенту, что они требовали с Агонцова деньги не даром, а за проданные ему и его брату Борцову краденные вещи.
По распоряжению разведочного бюро агент Чернышев и надзиратель Лесных произвели обыск у содержащего чайную лавку на Самарской улице Ф.С. Борцова. Прежде всего, было установлено, что Борцов уже три года проживает в Самаре по подложному паспорту. На самом деле его фамилия Агонцов. Первоначальный обыск не дал никаких результатов. Но Лесных и Чернышев решили перевернуть весь дом, чтобы найти краденое. Работа увенчалась успехом. На чердаке и в навозе в сарае был открыт огромный склад краденых вещей. Такой обширный склад разведочное бюро накрыло впервые. Помещаем список отобранных у Агонцова-Борцова вещей, неизвестно у кого похищенных (в списке значились серебряные вещи и золотые украшения, 10 пальто, более 20 шапок, костюмы платья скатерти простыни и т.д. – Г.Г.). В связи с этим складом был обнаружен и второй на Преображенской улице в доме № 94 у И. Ф. Беловой. Все отобранное имущество оценивается в 16 тыс. рублей. Владельцы найденных вещей приглашаются для опознания их в разведочное бюро. Белова, Агонцов-Борцов и его сожительница Финк задержаны.
24 сентября
На днях разведочное бюро получило сведения, что в поселке Новый Оренбург (совр. поселок Шмидта) некто Харитонов имеет хорошо устроенный завод для варки «кислушки». Для производства обыска были командированы агенты Харчев и Гренадеров с двумя солдатами. Явившись в отсутствии хозяина, агенты предъявили жене Харитонова удостоверение бюро и сообщили, что произведут обыск. Женщина выбежала на улицу с криком: «Грабители!», собрав своими криками громадную толпу. Несмотря на предъявление «бумаги» и уверения агентов, толпа все более свирипела и наседала на них. Спросили патрульных - знают ли они этих агентов, на что солдаты ответили отрицательно, когда же толпа обнаружила у агентов револьверы, то раздались крики «Бей их!».
Случайно проходивший районный попечитель уговорил толпу не расправляться с «грабителями», а представить их железнодорожной милиции. Агентов все-таки подвергли оскорблению действием и повели на вокзал, где дежурный милиционер, признав их, возвратил револьверы и освободил. Присутствующая при этом толпа снова возбужденно стала кричать, и, видимо, желала расправиться с ними. Узнав о критическом положении командированных агентов, бюро выслало еще агента и надзиратели с двумя патрульными. Но все они, встретившись с разъяренной толпой, вынуждены били бежать, чем и спаслись от самосуда.
18 октября
Несколько дней тому назад в одно из учреждений пришел восьмилетний мальчик, рассказавший грустную историю. Отец у него на войне, мать умерла. Оставшись одиноким, мальчик сдружился с солдатами и жил в казармах, а затем с воинской частью отправился в Ташкент. Прожив некоторое время в Ташкенте, мальчик с другой частью уехал в Сибирь, а оттуда - в Петроград. Весной текущего года мальчик оказался в Самаре. Здесь он целое лето прожил на вокзале и только теперь, с наступлением холодов, решил проситься в приют. Председатель совета [крестьянских] депутатов Климушкин заинтересовался бойким и очень развитым мальчиком, взял его к себе и решил принять в нем участие. А ночью сирота Вася стащил у своего благодетеля Климушкина бумажник с 200 рублями и скрылся.
Спустя несколько дней Вася пришел в детскую больницу имени Аржанова, повторил свой рассказ о двухлетних скитаниях. Одна из служащих Т. В. Степанова решила взять его к себе. Васю послали в баню, остригли, одели во все чистенькое. На другой день из комитета народной власти Т.В. Степановой сообщили, что Вася разыскивается, и просили доставить его в милицию, но было уже поздно: Вася еще вечером украл у Степановой кошелек с 17 рублями и скрылся.
Вчера «сирота» явился еще к одной благодетельнице, но здесь ему не повезло: его задержали и доставили в разведочное бюро. Два года тому назад в Уфе из очень приличной семьи убежал 6-летний мальчик, который с ранних лет проявлял болезненную любовь к чужой собственность. Есть основания предполагать, что «сирота» Вася Тарасов и есть этот мальчик ,которого родители тщетно разыскиваемого два года. На допросе Вася плачет и просит отпустить его «на улицу», но в каталажке чувствует себя совсем недурно: поет песни, развлекается с арестованными и ругается так, что взрослые завидуют».
3 Мая 2018