КОМСОМОЛЬСКАЯ, ВПЕРЕД, «КАВАЛЕРИЯ»!
К 100-летию ВЛКСМ
29 октября 2018 года исполняется 100 лет со дня образования Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи в нашей стране. Наш сегодняшний рассказ об одной из малоизвестных страниц истории этой организации – об истории «Легкой кавалерии».
Согласно «Большой советской энциклопедии», «Лёгкая кавалерия» - это «движение советской молодёжи, возникшее по инициативе комсомольцев в 1926 году как форма участия в государственном и общественном контроле. Группы или бригады «Лёгкая кавалерия» создавались низовыми организациями ВЛКСМ. Органы ЦКК ВКП(б) (Центральной Контрольной комиссии для борьбы с нарушениями дисциплины, партийной этики и «моральным разложением» коммунистов) и Народный комиссариат РКИ СССР (Рабоче-Крестьянской инспекции для осуществления контроля над аппаратом государственного управления) направляли работу групп, привлекая их к участию в обследованиях и проверках работы учреждений и предприятий. Методами работы групп были внезапные проверки – «налёты», «рейды», отсюда название – «Лёгкая кавалерия». Движение приняло массовый характер с декабря 1928 года, когда ЦКК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ издали циркуляр «О группах «лёгкой кавалерии», определяющий её задачи: борьба с бюрократизмом и бесхозяйственностью в государственном, хозяйственном, кооперативном и профсоюзном аппарате; внедрение режима экономии, контроль за ходом ударных строек 1-й пятилетки, за хлебозаготовительными кампаниями, за торговлей и снабжением и т. п. Вскрывая и помогая устранять недостатки в работе государственного и хозяйственного аппарата, «Лёгкая кавалерия»» способствовала ускорению темпов социалистического строительства».
В Самарской области комсомольцы приступили к организации первых отрядов «Легкой кавалерии» в июне 1928 года, после появления в газете «Коммуна» заметки «Создадим «Легкую кавалерию»: «Создание «Легкой кавалерии» из комсомольцев, на обязанности которых лежит борьба со всеми извращениями правильной партийной жизни в наших профессиональных, партийных, советско-хозяйственных организациях – дело новое, но в их работе уже имеется некоторый опыт ряда крупных губернских организаций. «Легкая кавалерия» работает по заданиям РКИ и секции РКИ горсовета. Кроме того, большую роль здесь играет и собственная инициатива этих групп. Так, например, в Ленинграде «Легкая кавалерия» сама возбуждает дела о бюрократизме и волоките в учреждениях, с которыми приходится сталкиваться молодежи (кооперация, комхоз (отдел коммунального хозяйства), управленческий аппарат) своих предприятий и т.д. Там же, в Ленинграде, «Легкая кавалерия» прикреплена к редколлегиям печатных газет и занимается расследованием и установлением фактов, сообщаемых в заметках рабкоров. Результаты этой работы «Легкой кавалерии» положительные, их нужно привить и в условиях Самары. Поэтому мы предлагаем райкомам и губкому комсомола детально разработать этот вопрос и поторопиться с организацией «Легкой кавалерии» при наших комсомольских ячейках».
С сентября того же года газета начала регулярно сообщать читателям о «набегах» отрядов «Легкой кавалерии», а в юбилейном номере, посвященном 10-летию ВЛКСМ, был опубликован отчет о работе самарских «кавалеристов»: «Организация «Легкой кавалерии» в Самаре началась после Всесоюзного съезда ВЛКСМ, а с июля месяца «кавалеристы» приступили к работе. Проводили обследование предприятий и учреждений, выявляя недочеты, расследовали жалобы и заметки по поручению бюро жалоб (бюро при РКИ для приема заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях должностных лиц) и т.д. Выявление недочетов у себя на предприятии производилось путем наблюдений, сбора жалоб и заявлений от рабочих. Некоторые группы завели даже специальные ящики жалоб. Недочеты и жалобы здесь же расследовались, результат обсуждался, намечались мероприятия, которые и проводились в жизнь через администрацию или партячейку. Вся эта работа сводилась к борьбе с бюрократизмом и злоупотреблениями, к поднятию трудовой дисциплины и т.д.
Группой «Легкой кавалерии» завода № 42 (быв. завод им. Масленникова) на заводе был обнаружен бывший белый офицер и торговец Носиков, работающий в должности торгового агента. По настоянию группы его убрали. Там же машинистка Галкина подвергалась гонению со стороны начальника канцелярии Храброва. Храбров бесцельно перебрасывал ее из отдела в отдел, и в результате перевел на должность делопроизводителя, заставляя работать без оплаты и.т.д. По требованию группы Галкина восстановлена в прежней должности и получила оплату за сверхурочные, а о поведении Храброва поставлен вопрос перед администрацией. Группа областного суда установила, что секретарь трудсессии груб с рабочими. Администрация объявила секретарю выговор. В группе Водосвета вузовцы-практиканты заявили, что администрация не выдает им необходимых для учебы чертежей. Группа подняла вопрос перед председателем коммунального треста, и вузовцы получили часть чертежей.
Приведенные примеры не исчерпывают всех форм работы, но являются наиболее типичными для «Легкой кавалерии». Когда группа не удовлетворяется мероприятиями, принятыми администрацией по какому-либо недочету, они сообщают об этом в РКИ. Так, группа выявила задержку зарплаты в Горстрое. Администрация обещала не задерживать зарплату, но задержка повторилась. Там же директор Аносов частенько приставал к сотрудницам. Группа поместила в «Средневолжской коммуне» заметку. Сейчас проводится расследование. Когда группой выявлен недочет на своем предприятии или в учреждении, она, обсудив материал, направляет его прокурору. А когда недочет относится к другому учреждению или предприятию, она сообщает об этом в профсоюз или отдел труда или же прокурору, если замеченные недостатки нельзя исправить на месте.
Однажды под видом беспризорных «кавалеристы» проникли в детскую ночлежку, и встретили возмутительное отношение заведующего ночлежкой и обслуживающего персонала к беспризорникам (побои, издевательства и т.д.), полнейшее антисанитарное состояние, отсутствие какой-либо воспитательной работы и т.п. После этого губоно было предложено снять виновных с работы и устранить недочеты. Материал одновременно был направлен в прокуратуру. Интересен опыт группы трамвайного парка. Самарский трамвай стоял под угрозой остановки из-за отсутствия шестерен. Группа приняла меры по всем инстанциям для скорейшего выполнения заказа завода им. Марти в городе Николаеве. Написала письмо коллективу ВЛКСМ завода им. Марти. Комсомольцы завода ответили, что заказ пока не выполнен, но ими обнаружены на складе 11 шестерен, которые, по их настоянию, уже направлены в Самару. Шестерни на днях прибыли.
По неполным данным, по настоянию «Легкой кавалерии» снято с работы четыре человека, наложено три административных взыскания, четыре человека исключены из комсомола, три дела переданы в прокуратуру, одно – в партколлегию областной Контрольной комиссии и два дела в партячейки. Помимо работ, проведенных по личной инициативе, «легкая кавалерия» участвовала в рассмотрении жалоб и заметок по линии бюро жалоб. Расследовано 34 жалобы и заметки и выполнено 12 поручений. В результате этой работы уволен заведующий столовой Дома крестьянина. Двум сотрудникам объявлен выговор».
Созданные в Самаре группы «Легкой кавалерии» старались вовлечь в свою работу не только комсомольцев, но и неорганизованную молодежь и даже взрослых работников. Так, «в группе «Легкой кавалерии», организованной ячейкой ВЛКСМ фабрики «Красная Звезда», участвуют и взрослые работницы. Недавно был проведен «налет» на деточаг (детское учреждение для детей фабрично-заводских рабочих) и бригаду ученичества, в работе которых был выявлен целый ряд недочетов. «Кавалеристки» провели обследование своей фабричной столовой, так как до этого от работниц поступало очень много заявлений о том, что, например, обеды невкусные, не хватает посуды, грубое обращение обслуживающего персонала и т.д. Результаты обследований были поставлены на общем собрании группы, вынесены практические предложения по устранению всех недочетов, и уже сейчас недостатков стало меньше, чем было в прошлом. Кроме того, группа обсуждает на своих собраниях и производственные вопросы, и предложения по ним вносит на производственные комиссии. За последнее время обследована работа редколлегии. Выявлено, что много заметок, помещенных в стенгазете, указывающих на недочеты в производстве, остались без ответа администрации. Все отмеченные в заметках факты переданы для срочного ответа администрации и завкому».
Не обходили своим вниманием группы «Легкой кавалерии» и средства массовой информации. Так, обследовав работу Самарской радиостанции, «кавалеристы» сообщали: «Общий голос радиолюбителя (радиослушателя) – плоха программа передач. Рабочие депо т.т. Яшин и Агарев справедливо замечают, что за радио после работы хочется отдохнуть, посмеяться, послушать музыку и пение. Поэтому длинные доклады (местные) по радио ни к чему. Побольше юмористических рассказов, веселых песен, бодрой музыки. Не надо также кисло-сладких романсов, которых рабочий не понимает и не любит. «Очень было бы хорошо, – заявляют т.т. Яшкин и Агафьев, – по воскресеньям устраивать детские радио-утренники со специальной детской программой». Радиостанции надо внимательней прислушаться к голосу радиолюбителя-массовика, выявить его недовольство и требования, и, по возможности, удовлетворять их».
Группы «Легкой кавалерии» работали не только в Самаре и городах Средневолжской области – Саранске, Пензе, Бугуруслане, Бузулуке, Сызрани, Ульяновске, Оренбурге и Кузнецке, – но и во многих сельских населенных пунктах. Этому движению, в которое было вовлечено большое количество советской молодежи, посвятил стихотворение В. В. Маяковский:
Легкая кавалерия
Очень бывает унылого видика
Самая эта вот самокритика.
Положение - нож. Хуже даже.
Куда пойдешь? Кому скажешь?
Инстанций леса просителей ждут, -
Разведывай сам рабочую нужду.
Обязанность взяв добровольца-гонца, -
сквозь тысячи завов лезь до конца!
Мандатов - нет. Без их мандата
требуй ответ, комсомолец-ходатай.
Выгонят вон... Кто право даст вам?!
Даст закон Советского государства.
Лают моськой бюрократы в неверии,
Но - комсомольская, вперед, "кавалерия"!
В бумажные прерии лезь и врывайся,
«Легкая кавалерия» рабочего класса!
1928
К сожалению, уже к началу 1930-х годов движение «легкой кавалерии» практически сошло на нет, и в 1934 году вновь потребовалось вмешательство ЦКК ВКП(б), Народного комиссариата РКИ СССР и ЦК ВЛКСМ для возрождения некогда популярного движения. Как сообщала Большая советская энциклопедия, «в последующие годы участие молодёжи в государственном и общественном контроле приняло другие формы», но в 1962 году в традициях «Легкой кавалерии» начали свою работу отряды «Комсомольского прожектора».
23 октября 2018
Теги: Самарские истории