ОСТОРОЖНО – МОШЕННИКИ!
«Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона» объясняет мошенничествокак «преступление против чужого имущества и имущественных прав, от других преступных деяний этого рода отличающееся способом или средствами посягательства (обман, введение потерпевшего в заблуждение путем искажения истины или измышления ложного обстоятельства, а иногда и умолчания о фактах). Мошенники — своего рода элита преступного мира, поскольку для совершения преступлений им требуется не только достаточно высокий интеллект, но и определенные познания в психологии, умение вступать в контакт и располагать к себе. В криминальной истории Самары немало эпизодов, рассказывающих о том, как ловко пользовались мошенники этими умениями, и о том, как сотрудники уголовного розыска успешно разоблачали матерых аферистов.
В марте 1926 г. газета «Коммуна» сообщала: «За последнее время получило широкое развитие «гастролерство» по части получения пособий. Особенно усердно эти гастролеры посещают Самару. «Гастролеры» появляются в Самаре почти ежедневно. В некоторые дни их бывает даже по нескольку человек сразу. Обычными пунктами для их нападений служат профсоюзы, страхкасса, собес, отдел труда МОПР. Но очень часто «гастролер» идет прямо в губисполком или обращается в губрпофсовет, а затем уже путешествует по подведомственным этим учреждениям органам. Работают «гастролеры» далеко не всегда вслепую. Жертв доверчивости и обманов можно насчитать сколько угодно. Особенно часто попадают впросак страховые кассы. Все разновидности «гастролеров» по получению пособий по характеру их приемов можно подразделить на две основные группы: 1) действующие с расчетом вызвать сочувствие и 2) вымогатели в прямом смысле слова.
Первые обычно, оказываются какими-нибудь обездоленными, особенно остро нуждающимся, так что если ин немедленно не помочь, то они должны сейчас же погибнуть. Вторые, кроме жалоб на свою судьбу, пускают в ход прямо, и чаще косвенные угрозы насилием.
- Я, товарищ, больной-припадочный, могу решиться на убийство, - рекомендует себя «гастролер». Часто в кабинетах председателей или заведующих, куда пришел «гастролер»», проделывается сама симуляция припадка: бросаются пресс-папье, чернильницы в осмелившегося отказать в выдаче пособия или в рекомендательной записке. Для «гастролера» рекомендательная записка дороже денег, так как с такой запиской он, при уменье, может хорошо «подработать». Плохо то, что иногда такие записки в действительности пишутся для того, чтобы отвязаться. «Гастролеры» это хорошо учитывают. Гастролерство по получению пособий приняло эпидемический характер и на него необходимо обратить серьезное внимание.
Среди таких «гастролеров», несомненно, значительный процент уголовного элемента. Соответствующие органы власти должны принять зависящие от них меры к искоренению профессии «гастролеров» по получению пособий.
Один из таких «гастролеров» выступал в небезызвестной роли «сына лейтенанта Шмидта». «Коммуна» писала: «В беседе с нашим сотрудником помощник прокурора тов. Григоров сообщил следующее: «За последнее время участились наезды в Самару разного рода аферистов, которые, пользуясь доверчивостью некоторых советских учреждений, извлекают из этой доверчивости для себя материальную выгоду. Несколько дней тому назад был задержан крупный аферист Бронников, пытавшийся получить задаток с Госторга за фиктивную поставку пушнины. 14 октября уголовным розыском задержан другой аферист в форме военмора, выдававший себя за сына лейтенанта Шмидта. «Сын лейтенанта Шмидта» являлся в общественные учреждения, предъявлял ворох разных документов, и выпрашивал себе на пропитание. Доверчивые работники раскошеливались и давали аферисту нужные средства. За 14 октября находчивый аферист успел побывать в месткоме Рудметаллторга, ВТС, Эльмашконторе, союзе коммунальников, и везде собрал обильную жатву. Только в горкомхозе «сыну лейтенанта Шмидта» не повезло. Здесь его заметил сотрудник уголовного розыска, который и сообщил о появлении афериста в уголовный розыск. «Сын лейтенанта Шмидта» был задержан, а вместе с ним задержана и его спутница гр. Бондаренко, которую аферист выдавал за сестру. При обыске у афериста отобраны разные фальшивые документы, два ордена Красного Знамени, грубо сфабрикованные им самим. Доставленный в уголовный розыск аферист пытался показать, что его задержание вызвано недоразумением, и что он должен быть выпущен, но после непродолжительного собеседования с сотрудниками уголовного розыска задержанный в мошенничестве сознался и назвался Ковтуновым Николаем. За небольшой промежуток Ковтунов побывал в Артемовске, Таганроге, Красноводске, Полторацкое, Самарканде, Ташкенте и Оренбурге. Разъезжал он по железным дорогам бесплатно, по подложному документу, бесплатно же возил с собой и так называемую сестру, в действительности же - свою сожительницу. Во всех городах ему удавалось собирать рублей по 150-200, с которыми он и отправлялся в дальнейший вояж. Ковтунов уже один раз за аферизм судился, но по отбытии наказания принялся за прежнее. В Самаре Ковтунов надеялся собрать немало, если бы не вмешался уголовный розыск, и не прервал деятельность «сына лейтенанта Шмидта».
20 января в камере народного суда 2-го участка Самары рассмотрено было это дело. Ковтунову было предъявлено обвинение в том, что он с целью получения денежных сумм, произвел подделку целого ряда документов, что своими мошенническими проделками причинил убыток государственным и общественным организациям и учреждениям, и что, не имея прав, он носил орден Красного Знамени. На суде Ковтунов виновным себя признал в подделке документов и получения денег, в отношении же ношения ордена Красного Знамени не признал, указав, что отобранный у него не есть орден Красного Знамени, а обыкновенный ленинский значок, указав, между прочим, что он страдает манией величия и поэтому украшает себя значками. Бондаренко себя виновной не признала, объяснив, что она не знала, что документы поддельные, и не знала, что за значки на груди Ковтунова, но не отрицает что ходила вместе с последним по разным учреждениям и получала деньги».
Об упомянутом в заметке аферисте Бронникове сообщалось следующее: «Самарским уголовным розыском задержан крупный аферист, приехавший в Самару «на гастроли». При задержании у афериста отобраны подложные документы на имя гр. Самойлова и целый ворох других документов. Среди них – удостоверение русско-монгольского торгово-промышленного товарищества в том, что он командируется в разные города СССР для покупки и продажи товаров. Подложная доверенность того же товарищества на право заключения договоров с госучреждениясм и получение задатков и договор местного отделения Госторга о поставке последнему Самойловым разной пушнины на сумму до 1,5 миллионов (!) рублей. Доставленный в угрозыск, аферист Самойлов в афере сознался и сказал, что он является гражданином г. Златоуста Н.А. Бронниковым. Работал он совместно с другим аферистом С. Аюповым. Аюпов успел скрыться в Уфу, но в данный момент задержан и он. Бланки русско-монгольского торгово-промышленного товарищества аферисты заготовили в Уфе. Печати к удостоверениям и бланкам заготовил Аюпов.
Прибыв в Самару, аферисты остановились в номерах «Сан- Ремо». По приезде Бронников отправился на товарную биржу, где через маклера С. предложил от лица монгольского товарищества крупную партию пушнины. Маклер, осмотрев документы, поверил им, и направил афериста в Госторг. В Гостроге Бронников удачно разыграл роль представителя крупной торговой фирмы, и предложил Госторгу купить у него крупную партию пушнины. Так как сам Бронников в пушнине ничего не понимал, то он, выслушивая госторговцев, лишь им поддакивал, и на цены, предложенные Госторгом, согласился. В Госторге даже подарили Бронникову книгу «Всесоюзный стандарт», где Бронников мог найти все необходимые о пушнине сведения.
Договорившись с Госторгом о приобретении последним у монгольского товарищества пушнины на сумму до 1,5 млн. рублей, аферист для большей убедительности от окончательного подписания договора отказался и заявил, что он должен запросить о поставке свое правление. Гострговцы убедили Бронникова правление не запрашивать, и доказали ему, что начальство Бронникова договор утвердит. «Согласившись» на доводы Госторга, Бронников попросил «небольшой » задаток в 15 тыс. рублей. На этом и порешили. Одновременно с переговорами, которые Бронников вел с Госторгом, им велись переговоры о поставке партии лошадей Сельхозкредиту и кожсырья Кожсиндикату. Успешному окончанию для Бронникова дела помешало вмешательство начальника угрозыска, заподозрившего в Бронникове афериста. Бронников заключен в изолятор».
Не менее захватывающими были похождения «гастролирующего» в Самаре Саида Бурхана Ходжаева. «Из Москвы в Самару приехал молодой человек резко выраженного восточного типа. Остановился он в одной из гостиниц. Крупный, на десятки тысяч, продавец и покупатель, он по документам – председатель саратовского райсельсоюза и снабжен обширными полномочиями. К тому же – депутат саратовского горсовета, член РЛКСМ. Масса деловой переписки, серия телеграмм, долженствующих, как говорится, «втирать очки» разным продавцам и покупателям – все это бесподобно сфабриковано. Значительная часть переписки на таджикском языке, которую еще надлежит расшифровать. Сам молодой человек – таджик. В делах у него – великолепный доклад, напечатанный на пишущей машинке, о положении комсомола в Узбекистане. Словом, никаких данных, чтобы задержать молодого человека, нет. Напротив того, представляемый им союзный билет и другие документы в числе 60 весьма значительных учреждений определенно говорят о высоком положении молодого человека. Тем не менее, сотрудники угрозыска каким-то особым чутьем учуяли в молодом человеке незаурядного афериста, хотя просмотр всех его документов и убеждал, что он есть именно тот, чем значится в документах. Перебирая документы, нач. угрозыска задержался взглядом на подписи одного из них, начинающейся с прописной буквы «Р». Ему показалось, что буква сверху подрисована. При более тщательном исследовании он установил, что вся подпись подделана. Припертый, что называется к стенке, молодой человек сознался, что все документы поддельны. За мошенничество он уже отбыл в московских Бутырках девятимесячное заключение, после чего объехал весь Союз. Он заявляется в крупные хозяйственные организации, совершает сделки, ему все равно – по продаже или покупке – на десятки тысяч. В первом случае он берет крупные задатки, а во втором – сам дает задатки, а на остальную сумму выписывает векселя. Полученный товар тут же или в соседнем городе реализуется, а обманутому хозяину остаются на память векселя и тысячные убытки. В Самаре проделать это ему не удалось, благодаря исключительному подбору сотрудников угрозыска, которые своевременно его задержали. По телеграмме нашего угрозыска в Москве задержан его сообщник. При задержании у него найдено около 5 тыс. рублей и два автоматических браунинга. Задержанный препровождается в распоряжение нашего угрозыска».
Г. Галыгина.
7 декабря 2018
Теги: Самарские истории