С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ТРОЛЛЕЙБУС!

Когда мне невмочь пересилить беду, Когда подступает отчаянье,

Я в синий троллейбус сажусь на ходу, В последний, случайный.

Я в синий троллейбус сажусь на ходу, В последний, случайный.

Последний троллейбус, по улице мчи, Верши по бульварам круженье…

Булат Акуджава

Идею создать троллейбус (то есть безрельсовый трамвай или автобус с верхним контактным проводом) осуществила фирма «Сименс – Гальске». В 1882 году она построила для испытаний первую машину в Шпандау, пригороде Берлина. В России первые эксперименты с подобной техникой провел в марте 1902 года питерский инженер Фрезе. Машину он сделал по патенту французской фирмы.

Первый троллейбус в Европе начал курсировать в 1911 году – в городке Чешские Будейовицы.

В СССР первые троллейбусы начали курсировать в Москве в 1933 году и в Ленинграде в 1936 году. На маршрутах была отечественная техника с индексом "ЛК" (Лазарь Каганович – инициатор троллейбусного транспорта в стране). Советские первенцы имели деревянные кузова, потом появились троллейбусы двухэтажные, цельнометаллические.

В октябре 1941 года в Куйбышев эвакуировали 108 троллейбусов из Москвы.

В ходе проверки установили, что машины, находясь на площадке стадиона «Локомотив», хранились в исключительно беспорядочном состоянии. Внутри троллейбусов мусор и грязь, с некоторых сидений срезан дермантин, некоторые детали были совсем сняты, стекла разбиты, металлические части не смазывались, отчего начали покрываться ржавчиной.

В целях сохранения троллейбусного парка было принято решение передать троллейбусы на дальнейшее хранение в Управление трамвая, перевести 10 машин с площадки стадиона «Буревестник» на площадку стадиона «Локомотив», установить дощатый забор, ограждающий троллейбусы от стадиона, произвести очистку и смазку маслами металлических частей троллейбусов для предотвращения дальнейших налетов ржавчины.

Городскими властями города Куйбышева было принято решение об использовании части эвакуированных машин для организации троллейбусного движения.

Первый троллейбусный рейс в нашем городе состоялся 70 лет назад, 6 ноября 1942 года. Вот как это было: «В 10 часов 21 минуту лампочка троллейбуса зажглась. И голубая машина, напоминающая огромную черепаху, слегка вздрагивая на мягких рессорах, тронулась в первый путь. Пробный рейс по маршруту Вокзал – Площадь Революции. За рулем опытный водитель – москвич тов. Лущинский. Он в униформе, на фуражке с галунами значок «КТ».

Вагон плавно движется по улице Льва Толстого то, замедляя ход, то, давая полную скорость. Редкие остановки. Выходят из вагона, осматривают путь. Это члены приемочной комиссии – представители горкома, горсовета, управления троллейбусным парком. Вместе с ними – строители, монтажники, электрики. Они едут по трассе, которую еще сегодня на рассвете заканчивали.

Водитель тов. Филатова строго следит за порядком: «Товарищи, занимайте свои места». Она уже вошла в свою роль. Их трое девушек, обучившихся новому ремеслу. Это первые куйбышевские водители».

Расстояние в 3,5 километра было пройдено за 30 минут. В дальнейшем, с открытием двухстороннего движения, планировалось сократить продолжительность пути до 18 – 20 минут.

Через два часа были приняты первые пассажиры, которые с любопытством разглядывали мягкие сидения, пневматически закрывающиеся двери. Вагон был рассчитан на 50 мест – 37 сидячих, 13 стоячих. Ни одного лишнего человека не должно быть в проходе. Перегрузка могла вывести машину из строя.

Новая магистраль имела огромное значение. Проходя по главной артерии города, троллейбусы перевозили на вокзал и обратно десятки тысяч людей. Четкое, культурное обслуживание было первым правилом нормальной эксплуатации нового вида транспорта. Водитель и кондуктор были обязаны быть одинаково требовательны к себе и к пассажирам, не нарушать графика движения, следить за порядком при посадке и высадке, называть остановки.

Куйбышевский горком ВКП(б) объявил благодарность работникам, отличившимся на строительстве троллейбусной линии первой очереди. Ряду работников, участвовавших в строительстве, исполком Куйбышевского горсовета выдал денежные премии от 500 до 1200 рублей. Всего выдано премий на 31 тысячу рублей.

По плану капитальных работ 1942 года на организацию троллейбусного движения в городе Куйбышеве утвердили трассу троллейбусного движения по следующим улицам и маршрутам:

- маршрут № 1 от площади Революции по улице Куйбышева и Льва Толстого до вокзала с устройством поворотной петли на площади Революции и Вокзальной площади;

- маршрут № 2 от площади Сельского Хозяйства по улице Самарской, Льва Толстого и Куйбышева до площади Революции, с устройством поворотной петли на площади Сельского Хозяйства и площади Революции.

В этом же 1942 году для организации троллейбусного движения решили отвести площадку для безгаражной стоянки троллейбусов маршрута № 1 в северо-восточной части стадиона «Локомотив» площадью 1,5 Га, разрешить Трамвайно-Троллейбусному Управлению на площадке троллейбусного парка возводить сооружения (мастерскую, склад, диспетчерскую) временного типа.

К зиме 1942 года, чтобы ускорить работы по вывозу снега с центральных улиц и площадей города, ТТУ, переоборудовав одну из имеющихся троллейбусных машин ЯТБ-2 под установку бортовой платформы, попробовало построить опытный грузовой троллейбус-платформу московского типа с открывающимися бортами.

К 1 января 1945 года по одиночной троллейбусной линии протяжением 6,5 км курсировало 7 машин, было перевезено 667 тысяч 300 человек, доход от эксплуатации составил 667 тысяч 800 рублей, израсходовано было 351 тысяча 600 рублей.

16 июля 1953 года были утверждены правила пользования трамваем и троллейбусом в городе Куйбышеве, действовавшие 2 года.

Согласно этим Правилам вход в троллейбус разрешался только через заднюю дверь. Дети до семилетнего возраста при сопровождении взрослого; школьники до четвертого класса включительно при предъявлении ученических билетов; беременные женщины по справке консультации; инвалиды с явными признаками инвалидности и лица престарелого возраста имели право внеочередного входа в троллейбус через заднюю дверь.

Вход через переднюю дверь троллейбуса разрешался только работникам троллейбуса, но не более двух человек при исполнении ими служебных обязанностей.

Шесть передних мест с левой стороны по движению в каждом троллейбусе предназначались для пассажиров с детьми, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан.

Выход из троллейбуса разрешался только через переднюю дверь.

Правом бесплатного проезда пользовались персональные пенсионеры – старые большевики, по специальным проездным документам, выдаваемым трамвайно-троллейбусным управлением, дети до семилетнего возраста по одному при сопровождающем взрослом.

Пассажирам троллейбуса запрещалось:

- провозить багаж, за исключением мелкой ручной клади, огнеопасные и взрывчатые материалы (бензин, керосин, киноленты и т.д.);

- курить, зажигать спички и зажигалки;

- провозить без чехлов огнестрельное оружие, а также острые, колющие и режущие предметы, животных и птиц (кроме мелких птиц в клетках);

- проезжать в нетрезвом виде, в пачкающей одежде или пачкающими вещами, на подножках и других внешних выступающих частях троллейбуса;

- входить в троллейбус и выходить из него во время движения;

- входить в троллейбус после объявления кондуктором об отсутствии свободных мест;

- открывать двери во время движения;

- открывать и закрывать окна без разрешения кондуктора и высовываться из окна. Окна открывались только кондуктором с правой стороны по движению троллейбуса;

- загрязнять троллейбус;

- ставить детей на сиденья.

Кондуктор был обязан громко объявлять название каждого следующего остановочного пункта, при получении от пассажиров денег называть полученную сумму, объявлять пассажиру пункт, до которого действителен выдаваемый ему проездной билет, проверять наличие билетов у пассажиров, не допускать входа и выхода пассажиров во время движения, быть вежливым, называть по требованию свою фамилию и служебный номер.

За проезд в троллейбусе без билета или с недействительным билетом пассажир сверх уплаты стоимости проезда подвергался штрафу в размере 5 рублей. За провоз огнеопасных и взрывчатых веществ, курение, зажигание спичек и зажигалок виновные подлежали штрафу в административном порядке до 100 рублей. За проезд на подножках и других выступающих частях троллейбуса налагался штраф не больше 3 рублей, взыскиваемый на месте нарушения работниками милиции или контролерами троллейбуса.

Взыскание с пассажиров убытков за порчу троллейбусов (стен, кузовов, сидений, стекол и т.д.) проводилось согласно утвержденному ценнику. Замена стекла кабины обходилась в 69 рублей 59 копеек, стекло в салоне стоило 40 рублей 52 копейки, дверное стекло оценивалось в 10 рублей 37 копеек, а ремонт поврежденной обшивки сидения – 45 рублей 17 копеек.

Постепенно троллейбусный парк города увеличивался, как и количество маршрутов. На сегодняшний день в Самаре насчитывается 20 маршрутов.

Троллейбус имеет ряд, как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами городского общественного транспорта.

По сравнению с трамваем, троллейбус использует то же дорожное полотно, что и автомобильный транспорт, в то время как движение по трамвайным путям может быть затруднено или даже полностью запрещено. В результате экономится городское пространство.

Троллейбус может отклоняться от оси контактной сети, благодаря чему сравнительно легко маневрирует в транспортном потоке и имеет гораздо меньше проблем с объездом препятствий наподобие неправильно припаркованного или неисправного автомобиля, и даже другого троллейбуса – при условии, что у последнего опущены обе штанги.

Резиновые шины троллейбуса имеют лучшее сцепление с дорогой, чем металлические колёса трамвая, что позволяет эксплуатировать его на трассах с большими уклонами.

Троллейбус обычно использует общие с автобусами остановки, расположенные на тротуаре. Остановки трамвая на совмещённом полотне расположены в глубине дороги и требуют выхода пассажиров на проезжую часть.

По сравнению с автобусом, троллейбусы не загрязняют воздух в городе выхлопными газами.

Вместимость низкопольного троллейбуса обычно больше, чем у низкопольного автобуса, так как не требуется места для размещения топливных баков, а часть электрооборудования можно разместить на крыше.

Но, увы, есть и недостатки.

Троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.

Троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети. При необходимости проехать повреждённый участок дороги приходится значительно снижать скорость, чтобы избежать схода штанг с проводов контактной линии.

В отличие от трамвая, кузов троллейбуса не заземлён, поэтому требуется принятие дополнительных мер обеспечения электробезопасности.

Фактически невозможен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью – для этого необходимо опускать штанги на одном из троллейбусов.

Троллейбус более чем трамвай, чувствителен к обледенению контактных проводов. Плохой контакт приводит к быстрому износу контактных вставок, которые в этом случае приходится менять несколько раз за рабочую смену.

Контактная сеть троллейбуса загромождает улицы и площади городов; путаница проводов и подвесных тросов выглядит не эстетично и портит исторический облик города.

Троллейбус, не оснащённый системой автономного хода, не может отклониться от контактной сети, что иногда приводит к затруднениям при объезде дорожных заторов и повреждений контактной сети.

В Тольятти троллейбусное движение было открыто с 21 января 1966 года, а в Новокуйбышевске – с 4 января 1986 года.

В отличие от трамвая, нашедшего широкое отражение во многих художественных произведениях, троллейбус представлен в гораздо меньшей степени. Иногда ему посвящают песни (например, «Последний троллейбус» Булата Окуджавы, или «Троллейбус, который идёт на восток» Викторя Цоя,), фильмы («Первый троллейбус»).

А.С. Остромецкая,

главный специалист Центрального государственного архива Самарской области

12 июля 2018


К списку статей

Наверх

Корзина