«САМАРСКИЕ СТРАНИЦЫ» ФЕДОРА ШАЛЯПИНА (К 145-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Великий оперный певец Ф.И.Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани. В нашем городе он побывал трижды. Впервые Федор Шаляпин приехал в Самару в июле 1890 года (ему было 17 лет) и работал на самарской пристани грузчиком-крючником.

Семья Шаляпина, переехав из Казани, поселилась в Астрахани. Здесь Федор устроился петь в хоре сада «Аркадия». Узнав об этом отец в ярости порвал партитуру. А Федор разозлившись уехал из Астрахани на буксирном пароходе в Нижний Новгород на ярмарку, чтобы выступать там рассказчиком на какой-нибудь открытой сцене. Деньги на дорогу он занял у регента хора, в котором пел в Астрахани. До Саратова его «путешествие было увеселительной и артистической прогулкой». Поскольку он пел народные песни матросы приняли его в свою компанию и очень полюбили. С ними он и «столовался». Но в Саратове баржи сменились. Ф.И.Шаляпин вспоминал: «Мне почему-то стало труднее. Деньги я уже проел, а новая команда была не так добродушна как прежняя. В Самаре я попросил крючников работать с ними».

Баржи грузили мешками с мукой и арбузами. Федор Иванович в своей книге «Страницы из моей жизни» писал: «В первый же день пятипудовые мешки умаяли меня почти до потери сознания. К вечеру у меня мучительно ныла шея, болела поясница, ломило ноги, точно меня оглоблями избили. Крючники получали по четыре рубля с тысячи пудов, а мне платили двугривенный за день, хотя за день я переносил не меньше шестидесяти, восьмидесяти мешков. На другой день работы я едва ходил, а крючники посмеивались надо мной: «Привыкай, шарлатан, кости ломать, привыкай!». Шаляпин пробыл в Самаре два дня, и когда баржу загрузили, поплыл на ней дальше. Позднее он вспоминал, что за это путешествие впервые пожил среди поволжского народа. «Он показался мне «со всячинкой», но все-таки хороший народ, веселый, добродушный».

Кстати, в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В.Алабина есть необычный экспонат, о первоначальном назначении которого современному человеку трудно догадаться. Это так называемая подушка или потник, которую применяли грузчики-крючники на волжских пристанях. Они поддерживали груз крюком на коротком ремне или веревке. А чтобы ноша не соскальзывала, на спину надевали «подушку» (сами же грузчики называли ее «обезьянка», «баланка»). Она представляла собой род седла с лямками. Верхняя часть набивалась шерстью или конским волосом, на нижней части с поперечным выступом держался груз. Эта «подушка» - подлинная, единственная сохранившаяся с начала XX в. Она была найдена в самарском грузовом порту. Каким же образом этот предмет связан с известным оперным певцом? Именно такой «обезьянкой» пользовался и Федор Шаляпин. И кто знает, может быть этой самой!

Во второй раз Шаляпин приехал в Самару год спустя летом 1891 года. Как оказалось, до Нижнего Новгорода в прошлом году он не доехал. Во время стоянки в Казани опоздал на пароход. Здесь он договорился, чтобы его взяли в хор, который выступал в Уфе. Там его пригласили гастролировать с малороссийской труппой, но Шаляпин сначала отказался. Когда же решил присоединиться к ним, труппа уже выехала в Самару. Сюда же из Астрахани переехала и семья Шаляпиных. Из воспоминаний Федора Ивановича о втором визите в наш город: «В Самаре жили отец и мать. Я не однажды писал им, что у меня все идет великолепно, что я уже богат. Они отвечали мне. Что живут плохо, но это «ничего» и что вообще «слава богу». Ехал я в темно-синей шевиотовой тужурке, надетой на голое тело. Грудь и шею закрывали гуттаперчевые манишки с воротничком. Галстук тоже был гуттаперчевый, но эдакий красивый с веселыми крапинками… Неловко было явиться к родителям таким франтом, и, приехав в Самару, я сначала отправился к малороссам. Управляющий труппой насмешливо посмотрел на меня и сказал: «Теперь вы нам не нужны. Своих девать некуда». Но тотчас, неожиданно предложил: «За 25 рублей в месяц возьму».

Шаляпин подписал контракт, взял аванс 5 рублей и бегом пустился к родителям. Их не было дома. На дворе, грязном и тесном, играл братишка. «Он провел меня в маленькую комнатку, нищенски унылую. Было ясно, что родители живут в страшной бедности. А как я могу помочь им? Пришел отец, постаревший, худой. Он не проявил особой радости, увидев меня, и, довольно равнодушно выслушал мои рассказы о том, как я жил, что собираюсь делать. «А мы плохо живем, плохо! – сказал он, глядя на меня. – Службы нет…». Из окна я увидел, что во двор вошла мать с котомкой через плечо, сшитой из парусины, потом она явилась в комнате, радостно поздоровалась со мной и, застыдившись, сняла котомку, сунула ее в угол. «Да, - сказал отец, - мать-то по миру ходит». Тяжело было мне. Тяжело чувствовать себя бессильным, неспособным помочь». И в этот раз Шаляпин пробыл в Самаре всего два дня. Вместе с труппой он отправился на гастроли в Бузулук, а оттуда в Уральск.

Прошло восемнадцать лет. Теперь Федор Шаляпин - знаменитый артист. В истории российского и мирового вокально-сценического искусства нет имени, которое бы по своему обаянию и популярности среди самых широких масс могло сравниться с именем Федора Ивановича Шаляпина. Он приезжает в Самару в третий раз в сентябре 1909 года. Остановился в лучшей гостинице Самары «Гранд-отель» (ныне гостиница «Жигули»), в лучшем номере люкс на втором этаже. 18 сентября он дал единственный концерт в цирке-театре братьев Калининых «Олимп» (современная филармония).

В книге «Замечательные гости и жители нашего края» Леонид Рафельсон восстановил программу пребывания великого баса в нашем городе в течение трех дней, с 17 по 19 сентября. В первый день, 17 сентября, Шаляпин сошел на пристань с парохода «Александр Грибоедов». На причале его встречал владелец музыкального магазина Чулков, пригласивший высокого гостя выступить в Самаре. В этот же день он побывал в гостях у своего знакомого купца Николая Васильевича Мешкова (дом на ул. А. Толстого, 24). Это был известный волжский пароходовладелец. О нем упоминает М. Горький в книге «Литературные портреты» в статье «Савва Морозов», как о человеке, «активно помогающем делу революции». В 1901 году он был арестован в Перми, где он жил в то время, за помощь в организации учительского съезда (предоставил свой дом). В 1902 году переехал в Самару, где проживала его сестра Надежда Васильевна, по мужу Батюшкова. В Самаре он построил на берегу Волги контору и склады в стиле модерн. Они сохранились до сих пор в районе Пионерского спуска. Владел также цементным заводом и перевозил щебень, алебастр и цемент по Волге и по железной дороге в Сибирь. В 1913 году Н.В. Мешков уехал в Москву. В 1917 году был приглашен консультантом в речной отдел управления пароходства. Работал вместе с Красиным, Кржижановским. Позднее получил звание персонального пенсионера. Умер в Москве в 1935 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Утром 18 сентября Ф.И.Шаляпин дал интервью сотруднику самарской газеты «Волжское слово». В тот же день отправился на Всехсвятское кладбище искать могилу матери. Евдокия Михайловна Шаляпина, урожденная Прозорова заболела холерой и умерла в Самаре в 1891 году в земской больнице (ныне больница имени Пирогова). Была похоронена на Всехсвятском кладбище, которое находилось недалеко от железнодорожного вокзала (ныне это территория городского парка им. Щорса). Через семь лет Шаляпин напишет: «Ни церковный сторож, ни причт церковный не мог сказать мне, где хоронили бедных из больницы в год смерти матери. Только какой-то священник отвел меня в уголок кладбища, заросший сорными травами. И сказал «Кажется, здесь».

О событиях этого дня впоследствии вспоминал профессор из Красноярска Н. Орловский. В то время он был десятилетним мальчиком, учился в духовном училище и жил «на харчах» у священника кладбищенской церкви. Шаляпин со своими спутниками приехал на кладбище на извозчичьей пролетке. Все трое прошли в приходский дом и минут через десять вместе со священником, псаломщиком и дьяконом прошли на паперть. «Шаляпин стоял понурив голову, и редко крестился. Когда же в конце панихиды дьякон возгласил «вечную память», он тихо опустился на колени и …вдруг зарыдал как ребенок. Его большое тело, распластанное на каменном полу церкви, долго сотрясалось от рыданий…»

Мать Шаляпина была похоронена в общей могиле. «Я взял комок земли, который храню и до сего дня, отслужил панихиду, поплакал о матери, а вечером, во фраке, с триумфом пел концерт. Как будто так и надо...»

Этот концерт слушал Георгий Александрович Шебуев, в будущем известный самарский драматический актер. Еще раньше он слышал Шаляпина в Петербурге в «Русалке», «Борисе Годунове», «Мефистополе». Произведет ли певец такое же впечатление здесь на концерте, без грима, театрального костюма, декораций, без симфонического оркестра?

Шебуев вспоминал, что отправился на концерт мимо «Гранд-отеля. Здесь стояла довольно большая группа любопытных поклонников. Шаляпин вышел из гостиницы в наглухо застегнутом пальто и без шляпы. Лицо его было бледно, озабочено, почти сурово, губы сжаты. Он молча, не глядя ни на кого, как будто не слыша своей фамилии, произносимой кругом громким шепотом, сел на поджидающую его пролетку и уехал. Вслед ему неслись крики: «Шаляпин! Ура!»

«…Все было спето в этот вечер великолепно. Но хочется остановиться на том, что даже почти через полвека, по сей день, живо и незабываемо. Прежде всего – это спетые в первом отделении «Пророк» Римского-Корсакова, «Менестрель» Аренского и «Три дороги» Кенемана. Первая половина «Пророка» была спета с какой-то особой внутренней сосредоточенностью. Особенно был отмечен шумный успех «Трех дорог». Этот романс был в те годы бесспорно революционно звучащим произведением. Когда Шаляпин спел с присущим ему силой и подъемом трижды финальную фразу: «Кто ж укажет путь широкий к правде и свободе?!» – бурная овация (многие зрители в зале встали с мест) была признательной наградой и певцу, и сидящему за роялем автору романса Ф. Кенеману…». Во втором отделении исключительно проникновенно был спет романс Шумана «Во сне я горько плакал». Слезы застилали глаза публики и при исполнении романса скандинавского композитора Альнеса «Последний рейс» – о простом моряке, не вернувшемся из рейса. Было спето и несколько русских народных песен. В том числе, «Помню я еще молодушкой была». Шебуев отмечает, что при исполнении различных произведений Шаляпин необыкновенным образом перевоплощался. Исключительным образцом этого концертного перевоплощения был «Семинарист» Мусоргского. Перед зрителями стоял высокий и статный Шаляпин в шикарном, модном фраке, белом галстуке, лаковых ботинках. Но вот он запел «Семинариста», и все эти эстрадные атрибуты исчезли. Остался наивный, недалекий паренек, семинарист, зубрящий ненавистную латынь и в тоже время полный любовной мечтой о поповой дочке Стеше, на которую намедни в церкви он все поглядывал. Свой восторженный рассказ о концерте А.Г.Шебуев завершает так: «Попытка дать исчерпывающую характеристику его пению - это попытка простым карандашом передать буйные и контрастные краски тропического пейзажа».

19 сентября Ф.И.Шаляпин покинул Самару на пароходе. В феврале 1960 года в наш город приезжала его дочь, Ирина Федоровна. Она жила в той же гостинице, где останавливался ее отец, и выступала в том же зале театра «Олимп». Здесь же она отметила и день рождения отца. В подарок она получила фотографию от артистов Волжского народного хора – хор возлагает на могилу Шаляпина в Париже венок с надписью на французском языке: «Федор Шаляпин. Великий сын земли русской. 1873 – 1938». В год столетия выдающегося артиста на здании бывшего цирка-театра «Олимп» была открыта мемориальная доска: «В этом здании в 1909 году выступал гениальный русский певец Федор Иванович Шаляпин».

Ирина Крамарева, Музей им. П.В. Алабина

23 августа 2018


Теги: Самарские истории

К списку статей

Наверх

Корзина