ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ССУД ПОД РУЧНЫЕ ЗАКЛАДЫ
27 октября 1895 года был утвержден Устав самарского городского ломбарда. Ломбард учреждался при самарском городском общественном управлении для производства ссуд под ручные заклады. Круг действий, состав и порядок управления ломбардом определялся местной городской думой. Все вещи, предъявляемые в ломбард для залога, оценивались по соглашению с их предъявителем. Далее делалась подробная опись вещи, дата выданной ссуды, проценты на ссудные деньги, плата за хранение и страхование. По принятии вещи выдавался билет с номером, по которому вещь записывалась в закладную книгу. Билеты подписывал распорядитель с приложением печати ломбарда. Городской ломбард принимал вещи в заклад от 1 до 12 месяцев. Если вещь не выкупалась по истечении назначенного срока, она поступала в продажу с аукциона.
20 декабря 1913 года в самарский мировой съезд поступило прошение самарской мещанки Прасковьи Константиновны Жижиной, проживающей на углу улиц Николаевской и Предтеченской дом N47 (ныне улицы Чапаевская и Некрасовская), по делу о взыскании 280 рублей с самарской городской управы за пропавшую ротонду из городского ломбарда.
В октябре 1913 года в самарском городском ломбарде П.К.Жижина положила в заклад «бархатную на лисьем меху ротонду с куньим большим воротником» стоимостью 270 рублей. Под залог ею было взято 30 рублей и получен билет из ломбарда. 3 декабря она предъявила данный билет в ломбарде, заплатила 30 рублей закладных и проценты за хранение в размере 4 рублей 47 копеек. После этого получила разрешение на возврат ротонды, но на складе ломбарда ее не оказалось. В результате поисков П.К.Жижиной объяснили, что ротонда пропала. «Не желая компрометировать городскую управу, я попросила заплатить стоимость ротонды, но мне обещали заплатить только 75 рублей. Поскольку ротонду я отдала только до зимнего времени, сейчас терплю крайнюю нужду в теплой одежде и большой убыток от ее пропажи. Имею честь покорнейше просить о взыскании с городской управы за пропавшую ротонду 270 рублей и 10 рублей судебных издержек».
8 февраля 1914 года уездный член самарского окружного суда в открытом судебном заседании рассмотрел поданный иск и определил - взыскать с управы в пользу П.К.Жижиной 280 рублей.
28 февраля этого же года поверенный городской управы А.В.Михайлов подал протест и потребовал пересмотреть дело. Он считал решение судьи неправильным, так как иск может быть удовлетворен только в размере оценочной стоимости вещи согласно пункту 26 Устава ломбарда. Пункт 26 гласил: «За целостность принятого ломбардом в залог имущества местная городская дума отвечает, как капиталом ломбарда, так и всеми вообще средствами города. Ответственность за утраченные и поврежденные вещи ограничивается оценочною суммою». На этом основании 12 мая 1914 года в заседании окружного суда было решено в иске П.К.Жижиной отказать.
Ирина Крамарева
Музея им. П.В.Алабина
10 мая 2018