МРОТ: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Чему равен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и как он изменится в ближайшем будущем? Можно ли установить зарплату работнику ниже МРОТ? Включаются ли в МРОТ районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

Ответы на эти и другие вопросы о МРОТ - в предложенном материале.

Положения законодательства о МРОТ

Правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им размера заработной платы на основе объективных критериев, отражающих квалификацию работников, характер и содержание трудовой деятельности, с учетом условий ее осуществления, которые, в свою очередь, имеют значение для определения объема средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. В связи с этим в системе действующего правового регулирования закрепляется МРОТ.

Федеральный МРОТ

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается:

- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- другими работодателями - за счет собственных средств.

Примечание. Месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

Отметим, что за выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с п. 2 ст. 145.1 УК РФ - штраф или лишение свободы на срок до трех лет.

С 01.01.2018 МРОТ установлен в размере 9 489 руб. в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ <1>). При этом закреплено, что начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года. МРОТ уменьшаться не может, он может только увеличиваться или оставаться неизменным.

--------------------------------

<1> "О минимальном размере оплаты труда".

Законодатели не стали дожидаться 2019 года: на момент подготовки данного материала Госдума РФ приняла в окончательном, третьем чтении президентский Закон о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума в размере 11 163 руб. в месяц с 01.05.2018.

Изменения коснутся 3 млн человек, из которых 1,6 млн заняты в государственных и муниципальных учреждениях. Расходы на повышение зарплаты работников бюджетной сферы в 2018 году составят 39,3 млрд руб., работников организаций реального сектора экономики - 22,7 млрд. Однако треть расходов вернется в бюджетную систему в виде страховых взносов и НДФЛ.

К сведению. В связи с изменением подхода к экономическому содержанию МРОТ, а именно поэтапным приравниванием его размера к величине реального прожиточного минимума трудоспособного населения, понятие "МРОТ" постепенно исключили из ряда действующих законов (например, из КоАП РФ, НК РФ). Одним из ярких примеров является замена МРОТ конкретными суммами для расчета страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя: до 2018 года размер страховых взносов зависел от величины МРОТ.

МРОТ субъекта РФ

Законодательно разрешено установление МРОТ субъекта РФ, которое регламентируется ст. 133.1 ТК РФ.

Так, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для лиц, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. При этом МРОТ субъекта РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже федерального МРОТ. Источники обеспечения МРОТ субъекта РФ аналогичны приведенным выше, только финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и собственных средств организаций.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, оговоренном в ст. 47 ТК РФ.

Примечание. Месячная заработная плата лица, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в силу ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В ряде регионов заключены соглашения о минимальной заработной плате. Так, заключено Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Союзом "Хабаровское краевое объединение организаций профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края от 29.12.2017, согласно которому минимальная заработная плата в Хабаровском крае устанавливается в размере 9 489 руб. Также закрепляется, что на минимальную заработную плату в Хабаровском крае (9 489 руб.) начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в особых климатических условиях на территории Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством.

В качестве примера можно привести и Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 - 2018 годы, заключенное в г. Барнауле 20.04.2016. На основании данного Соглашения минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается в следующих размерах:

- для работников бюджетного сектора экономики, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, а также для работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, - в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ;

- для работников внебюджетного сектора экономики с 01.01.2018 - 10 702 руб.

В ряде других регионов заключены аналогичные соглашения, в связи с чем целесообразно ознакомиться с действующим законодательством субъекта РФ, в котором ведется хозяйственная деятельность организации или индивидуального предпринимателя.

О порядке применения МРОТ в районах Крайнего Севера

и приравненных к ним областях

Хочется думать, что точку в вопросе применения МРОТ в отношении граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поставил КС РФ в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П <2>. Проблема в отношении указанных работников заключается в том, что по-разному трактуется действующее законодательство: нужно ли начислять "северные" надбавки на заработную плату не менее МРОТ или общая сумма оплаты труда вместе с "северными" надбавками должна быть не ниже МРОТ? Согласно простой логике "северные" надбавки должны прибавляться к МРОТ, поскольку по их смыслу они призваны компенсировать суровые климатические условия проживания в определенной местности. Но этот вопрос только на первый взгляд кажется простым, с точки зрения действующего законодательства все достаточно запутано.

--------------------------------

<2> "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш".

Действующее законодательство в отношении "северных" надбавок. Для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда ранее обеспечивалась главным образом путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). Действующее законодательство также предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ТК РФ (ч. 1 ст. 316 и ч. 1 ст. 317) и Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 <3> (ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядка ее выплаты на Правительство РФ. Но поскольку Правительство РФ данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют - в части, не противоречащей ТК РФ, - принятые до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника.

--------------------------------

<3> "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Минтруд России в Разъяснении от 11.09.1995 N 3 <4>, утвержденном Постановлением от 11.09.1995 N 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указал, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет. Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

--------------------------------

<4> "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)".

Изменения в ТК РФ. В 2007 году были внесены поправки в ТК РФ, а именно в ст. 129 ТК РФ - из нее убрали понятие "МРОТ", кроме того, была признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, в которой было сказано, что размеры тарифных ставок, оклады не могут быть ниже МРОТ. Эти изменения позволили трактовать вопрос о применении "северных" надбавок таким образом, что должна быть не ниже установленного МРОТ сумма оплаты труда вместе с указанными надбавками.

Однако, как отметил КС РФ в Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О, правовая природа МРОТ и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений после принятия данных изменений остались прежними: установление такой государственной гарантии, как МРОТ, определение содержания и объема этой гарантии, а также изменение соответствующих правовых норм не затрагивают других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для работников, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Аналогичный подход использовался в судебной практике. Это означало, что зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (Определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24.06.2011 N 52-В11-1, от 29.07.2011 N 56-В11-10 и от 07.10.2011 N 3-В11-31).

Новый подход судов. В настоящее время правоприменительная практика исходит из того, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки составляет не менее МРОТ (Определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 08.08.2016 N 72-КГ16-4 и от 19.09.2016 N 51-КГ16-10).

Именно изменение подхода судей к решению конфликта между работодателями и работниками организаций, находящихся на особых территориях, и послужило причиной обращения граждан в КС РФ в 2017 году. Как же сегодня считать оплату труда по отношению к МРОТ - с "северными" надбавками или без них?

Выводы КС РФ в 2017 году. В Постановлении от 07.12.2017 N 38-П КС РФ сделал важные выводы:

- в силу прямого предписания Конституции РФ (ст. 37, ч. 3) МРОТ должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ без учета природно-климатических условий различных регионов страны;

- повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении МРОТ - районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ;

- указанное понимание действующего законодательства является общеобязательным, что исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.

Отметим также, что аналогичное мнение было высказано КС РФ в отношении МРОТ, устанавливаемого субъектом РФ: минимальная заработная плата в субъекте РФ представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

* * *

Месячная заработная плата лица, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ, который устанавливается федеральным законом.

При этом законом субъекта РФ может быть установлен размер минимальной заработной платы в этом субъекте РФ, который также является обязательным для работодателей, ведущих свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.

Что касается "северных" надбавок, как разъяснил КС РФ в 2017 году, положения действующего законодательства не включают в состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Н.А. Петрова

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы

бухгалтерского учета и налогообложения"

Подписано в печать

05.03.2018

10 Мая 2018


К списку статей

Наверх

Корзина